• Сфинкс – «Полужена и полузверь» – в творчестве Н. Гумилёва и О. Уайльда

    Елена Раскина, Екатерина Сушко
    “Образ сфинкса – «полужены- полузверя» - присутствует в творчестве О. Уайльда и Н. Гумилёва. Великий поэт Серебряного века Н. С. Гумилёв блестяще перевел на русский язык поэму Уайльда «Сфинкс». Однако образы и символы, близкие к уайльдовскому сфинксу, встречаются не только в переводных, но и в собственных произведениях Н. С. Гумилёва. И Гумилёв, и Уайльд при создании образа-символа сфинкса испытали определенное влияние поэзии Ш. Бодлера.„
  • Н. С. Гумилёв — переводчик и популяризатор Озерной школы английской поэзии

    Елена Раскина, Алена Устиновская
    “Н. С. Гумилёв был не только активным пропагандистом творчества поэтов Озерной школы в России, но и прекрасным переводчиком поэзии лейкистов. Так, в частности, в 1919 г., во время сотрудничества в издательстве «Всемирная литература», он перевел «Поэму о старом моряке» С. Т. Кольриджа, написал предисловие к сборнику баллад Р. Саути, увидевшему свет в 1922 г., уже после расстрела поэта. Поэты «озерной школы» — У. Вордсворт, С. Т. Кольридж и Р. Саути — составляли в 1918-21 гг. предмет занятий Гумилёва как переводчика и критика. Наконец, Гумилёвым совместно с Н. А. Энгельгардтом были выполнены переводы нескольких стихотворений Уильяма Вордсворта.„
  • Тезаурус смерти в лирике Николая Гумилёва

    Елена Куликова
    “Рассматривается тезаурус смерти в лирике Николая Гумилёва: представлена классификация мортальных сюжетов и мотивов, выделены три группы — «морская» танатология, «балладная» танатология и автотанатология. В «морской» танатологии отмечены мотивы корабля-призрака, плавания на корабле-призраке, капитанов-мертвецов и др. Балладная танатология складывается из таких мотивов и сюжетов, как таинственное путешествие в иной мир, гибель девы, жертва-жених, властитель, сеющий смерть, и др. Автотанатология Гумилёва включает в себя следующие аспекты: смерть поэта, смерть героя, смерть влюбленного и создание образа загробного мира.„
  • Буддистические ноты в творчестве Николая Гумилёва, услышанные с помощью Николая Рериха

    Владимир Мельников
    “Вспомним «Рассказ девушки» 1905 года[1] : <…> И в этот миг с далёких гор Ко мне спустился странник дивный, В меня вперил он взор призывный, Могучей негой полный взор. И пел красивый чародей: «Пойдём со мною на высоты, Где кроют мраморные гроты Огнём увенчанных людей. «Их очи дивно глубоки, Они прекрасны и воздушны, И духи неба так послушны Прикосновеньям их руки. «Мы в их обители войдём При звуках светлого напева И там ты будешь королевой, Как я могучим королём. <…>».„
  • «Глубокий и могучий дух». М. Ю. Лермонтов и Н. С. Гумилёв

    Юрий Мориц
    “Среди поэтов серебряного века, испытавших воздействие Лермонтова, необходимо назвать прежде всего Николая Гумилёва, чье творчество по темам, мотивам, образам совпадает с художественным наследием его великого предшественника.„
  • К интерпретации «Заблудившегося трамвая» Н. Гумилёва

    Константин Поливанов
    “«Заблудившийся трамвай» Николая Гумилёва, напечатанный в 1921 г., не был обойден вниманием исследователей, предлагавших интерпретации всего стихотворения и его отдельных образов. Стихотворение, появившееся незадолго до гибели поэта, многократно прочитывалось как пророческое представление собственной гибели.„
  • От романтизма и символизма к акмеизму: эволюция героя-путешественника в поэзии Н. С. Гумилёва

    Игорь Головченко
    “В статье рассматриваются вопросы становления от романтизма и символизма к акмеизму философско-эстетического мышления поэта Серебряного века Н. С. Гумилёва.„
  • Стихотворение Николая Гумилёва «Андрей Рублев» как исследовательская проблема

    Олег Лекманов
    “Это стихотворение в течение долгого времени не привлекало специального внимания филологов, а лишь мимоходом упоминалось в их работах о творчестве Гумилёва.„
  • Платоновские мотивы в творчестве Н. C. Гумилёва (стихотворение «Андрогин» как опыт акмеистического прочтения Платона)

    Рано Сафиулина
    “В статье проанализирован комплекс философских идей и художественных средств, используемых Н. С. Гумилёвым для воплощения темы андрогина. Акцент сделан на сравнительном анализе образа андрогина в произведениях Платона, Соловьева, символистов и акмеиста Гумилёва. Гумилёв раскрывает процесс воссоздания андрогина как деятельный дискурс человека, как попытку отказаться от роли «игрушки в руках богов» и становления его как Homo Faber. Платоновский андрогин в мифопоэтической рецепции Гумилёва трактуется как символ бессмертия.„
  • Традиции Н. С. Гумилёва в стихотворениях о войне «Серапионовых братьев» и Риммы Катаевой

    Ольга Верник
    “Многие русские поэты ХХ столетия испытывали на себе влияние личности и творчества Н. С. Гумилёва, им оказались близки и мировоззрение поэта, и его взгляд на природу литературного творчества, и художественный мир произведений. Сегодня во всем мире у поэта-акмеиста множество последователей и учеников. Обращение к изучению гумилёвских традиций в стихотворениях о войне литературной группы 1920-х годов «Серапионовы братья» и современного автора Риммы Катаевой позволит увидеть непрерывность творческого влияния Н. С. Гумилёва.„

<< < 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 > >>