Поэтика новелл Н. С. Гумилёва 1907–1909 годов
Глава II. «Любовь земная» и «любовь небесная»: мифопоэтика и стилизация в художественном мире новелл Гумилёва
В первых числах января 1907 года В. Брюсов прислал эту книгу своему ученику, а уже несколько дней спустя Гумилёв пишет в ответ: «Многое оттуда (из книги – Н.З.) я уже знал и любил, как например „Рес(публика) Ю(жного) Креста” и „Теперь, когда я проснулся”. Из незнакомых мне больше всего понравилось „Последние мученики”, вещь удивительная по воспоминанию. Я даже думаю, базируясь на этой вещи, написать для нашего „Сириуса” статью о стильной прозе» [9 : 47]. И позже, 23 сентября 1907 года, начинающий литератор отмечал: «Признак вещи, созидающей эру, – она кажется каждому его собственной биографией, действительной или возможной, все равно» [9 : 65].
Опираясь на опыт учителя, Гумилёв стремился выявить свое «я» под маской «мастеров стиля» прежних эпох. В письме к Брюсову от 24 марта 1907 года он пишет: «Я в последнее время сильно отвлекся от поэзии заботами о выработке прозаического стиля» [30 : 45]. Как показывает исследование, его новеллы действительно предстают оригинальными вариациями различных жанрово-стилевых типов малой прозы.
Комментаторы современных переизданий книги «Тень от пальмы» обсуждают правомерность включения в нее таких произведений Гумилёва, как «Путешествие в страну эфира» и тем более очерка «Африканская охота» [18 :VI: 240–241]. Но в том, что эта книга по замыслу автора должна была начинаться новеллой «Радости земной любви», не сомневается никто. Поэтому целесообразно начать анализ новелл, созданных Гумилёвым в 1907 – 1909 годах, именно с этого произведения.
Содержание:
- Оглавление
- От автора
- Глава I. Проблемы изучения прозы Н. С. Гумилёва
- 1.1. «Странник духа»: жизненный путь Н. С. Гумилёва
- 1.2. История и актуальные проблемы изучения художественной системы Гумилёва
- 1.3. Теоретическое обоснование исследования
- Глава II. «Любовь земная» и «любовь небесная»: мифопоэтика и стилизация в художественном мире новелл Гумилёва
- 2.1. «Радости земной любви»
- 2.2. «Принцесса Зара»
- 2.3. «Золотой рыцарь»
- 2.4. «Дочери Каина»
- Глава III. Тварь и творец: «чужое» слово и «новый» миф в новеллах Гумилёва.
3.1. «Черный Дик» - 3.2. «Лесной дьявол»
- 3.3. «Последний придворный поэт»
- 3.4. «Скрипка Страдивариуса»
- Заключение