Проза

  • Гибели обреченные

    Повесть «Гибели обреченные» является одним из самых сложных и важных произведений в раннем творчестве Гумилева, определяя во многом специфику главных сюжетных «архетипов» последующих стихотворных и прозаических произведений.
  • Карты

    По совершенству стиля, строгой композиционной логике, точности и содержательной емкости выдвигаемых положений и художественной изысканности плана их выражения, очерк «Карты» непосредственно предвосхищает гумилевекий «манифест акмеизма».
  • Вверх по Нилу

    Для истории творческого пути Гумилева рассказ «Вверх по Нилу» интересен прежде всего тем, что это первое по времени свидетельство возникшего у юного поэта интереса к Африке.
  • Радости земной любви

    В первом современном опыте критического осмысления гумилёвской прозы, Э. Д. Сампсон отметил, что в «Радостях земной любви», несмотря на обещанное в начале противопоставление любви земной и небесной, Гумилёв показывает исключительно только любовь одухотворенную и идеализированную, без малейшего оттенка чувственности.
  • Золотой рыцарь

    Современная Гумилёву критика рассказ проигнорировала, между тем, по мнению Ю. В. Зобнина, «Золотой рыцарь» стоит «На особом месте в истории русской литературы, обращенной к облику Христа»: « ... «Русский Христос» не был адекватно отражен отечественной литературой.
  • Дочери Каина

    «Дочери Каина» — один из наиболее загадочных и, вместе с тем, тематически «ключевых» рассказов раннего Гумилева.
  • Скрипка Страдивариуса

    В большинстве работ анализ «Скрипки Страдивариуса» производится непосредственно с помощью содержательных ассоциаций с проблематикой полемики акмеистов с символистами.
  • Черный Дик

    Можно лишь догадаться о том, насколько его мрачная сюжетная «извращенность» повлияла на то, что Гумилева не упомянул о его создании в письмах к «учителю», В. Я. Брюсову, и не пытаться опубликовать его через брюсовское посредничество.
  • Последний придворный поэт

    О возникновении ахматовекой версии прототипа главного героя рассказа имеется подробная запись П. Н. Лукницкого от 5 декабря 1925 г.: «А.А. открыла сегодня, что в «Последнем придворном поэте» Николай Степанович говорит об Анненском.
  • Принцесса Зара

    В отличие от некоторых других рассказов того же периода, «Принцесса Зара» в сохранившейся переписке Гумилёва нигде по названию не упоминается и не поддается точной датировке.
  • Лесной дьявол

    Один из первых примеров возникновения в раннем «декадентском» творчестве Гумилева мотивов христианского натурфилософского персонализма с его учением о «Животной» плоти, поврежденной первородным грехом.
  • Африканский дневник

    Африканский дневник — художественное повествование о событиях этнографической экспедиции в Северо-Восточную Африку.
  • Африканская охота

    Рассказ «Африканская охота. Из путевого дневника», очевидно, по замыслу Гумилева должен был явиться своеобразным «анонсом» к публикации повести об его африканских путешествиях.
  • Путешествие в страну эфира

    По сообщению П. Н. Лукницкого: «АА уверена, что Таня Адамович нюхала эфир и что «Путешествие в страну эфира» относится к Тане Адамович».
  • Записки кавалериста

    С описания первого боя начинаются «Записки кавалериста» Николая Гумилева.
  • Черный генерал

    Черный генерал — прекрасный образчик поздней прозы поэта, продолжающий (и завершающий) на новом уровне «новеллистическую» линию его прозы, давшую в 1908 г. столь яркие результаты.
  • Веселые братья

    Повесть «Веселые братья» относится, по всей вероятности, к работе Гумилева над романом, с которым, по словам Ахматовой, «он носился всю жизнь».
  • Девкалион

    Девкалионом в греческой мифологии звали прародителя «послепотопного» поколения людей, правителя фессалийского города Фтия, сына Прометея, мужа Пирры, дочери Эпиметея и Пандоры.