Примечания
Акростих
В ахматовских «Заметках о Николае Гумилёве» это стихотворениение становится в один ряд с лирикой «парижского» периода 1906-1908 rr., героиня которой «двоится», «но всегда чужая», соединенная с героем лишь «Вечной борьбой» (см.: Новый мир. 1990. N2 5. С. 219). «Нужно признать возможность "портретных" пейзажей, — писал Э. Ф. Голлербах, - и не следует ли понимать пейзаж Аддис-Абебы как фон к портрету Ахматовой? Поэту, так любившему слово и так верившему в его чудотворную силу, достаточно было назвать имя, чтобы вызвать образ. Все остальное — только фон. На этом фоне, в садах высоких сикомор и сумрачных платанов, среди душных красных роз, вырисовывается образ Ахматовой» (Образ Ахматовой: Антология. Л., 1925. С. 9-10).
Строка 1. — Адис(Аддис)-Абеба (в переводе с амхарского - «новый цветок») — столица Абиссинии.
Строка 3. — Див - сказочное существо, бытующее как в иранской, так и в славянской мифологиях; общее значение - «бог ясного неба».
В восточнославянской мифологии - существо демонического характера, осуществляющее связь неба с землей, в иранской мифологии — демон-богоборец; позже, в мифах востока, — демон, вступающий в активные отношения с людьми, то помогающий им, то губящий их. Среди прочего имеются сюжеты о похищении дивами (дэвами) земных красавиц (см.: Мифологический словарь. С. 202- 203).
Строка 5. — Армидин сад - реминисценция из поэмы Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим»; крестоносец Ринальдо был унесен влюбленной в него волшебницей Армидой на далекий остров и там, в волшебных садах, забыл о своем предназначении. Ст. 9-10. - Возможно, здесь имеется перекличка с древним преданием о том, что Абиссиния является родиной птицы Феникс.
Строка 11. — Сикомора (сикомор) - субтропическое южное плодовое дерево, так называемая библейская смоковница.
Строка 1. — Адис(Аддис)-Абеба (в переводе с амхарского - «новый цветок») — столица Абиссинии.
Строка 3. — Див - сказочное существо, бытующее как в иранской, так и в славянской мифологиях; общее значение - «бог ясного неба».
В восточнославянской мифологии - существо демонического характера, осуществляющее связь неба с землей, в иранской мифологии — демон-богоборец; позже, в мифах востока, — демон, вступающий в активные отношения с людьми, то помогающий им, то губящий их. Среди прочего имеются сюжеты о похищении дивами (дэвами) земных красавиц (см.: Мифологический словарь. С. 202- 203).
Строка 5. — Армидин сад - реминисценция из поэмы Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим»; крестоносец Ринальдо был унесен влюбленной в него волшебницей Армидой на далекий остров и там, в волшебных садах, забыл о своем предназначении. Ст. 9-10. - Возможно, здесь имеется перекличка с древним преданием о том, что Абиссиния является родиной птицы Феникс.
Строка 11. — Сикомора (сикомор) - субтропическое южное плодовое дерево, так называемая библейская смоковница.