О постановке «Гондлы»

теги: пьесы, Гондла, современники

В 1918 году, двадцатилетней, я пришла в театральную студию. В это время в Ростов-на-Дону перевели Варшавский университет, в котором обучались оба брата Шварцы. Откуда-то появился А. Б. Надеждов (настоящая фамилия — Каплан, сын придворного портного), ставший режиссером созданной таким образом Театр-Мастерской. В качестве помещения нам выделили реквизованный дворец — сплошь мрамор! Директором театра стал С.М. Горелик.

Первый же спектакль — «Смерть Танжиля»1 — принес успех. В газетах были опубликованы рецензии Зноско-Б(оровско)го и С. Яблоновского. Затем сыграли «Пир во время чумы»2, а в 1920 году — «Гондлу»3. И актеры, и публика принимали спектакль с восторгом.

Дом Черновой на Большой Садовой, где в 1921 году располагалась театр-студия
Дом Черновой на Большой Садовой, где в 1921 году располагалась театр-студия. (источник)

Летним вечером 1921 года в последний раз собрались в своем театре: сезон окончился, все получили отпускные. Мужчины пошли покупать продукты, а девочки остались. Вдруг в 9 часов вечера примерно входит страшный косоглазый человек в потертом пальто и, не здороваясь, спрашивает: «Как пройти к директору?» Я указала. Через некоторое время выбегает С. М. Горелик, — Немедленно собрать всю труппу! Даем занавес!

— Но мы же уже в отпуске!

Собрались только к часу ночи. В зале сидели двое: Н. С. Гумилёв и С. М. Горелик. Все актеры дрожали. Но спектакль прошел хорошо. Часа в 2 ночи Гумилёв уже уезжал, и его пошли провожать все.

— Спектакль мне во как понравился (жест под подбородок). Хотите стать петроградским театром? Я буду вашим директором. Ну, как? Едете?

Вскоре мы погрузились в два вагона и поехали. В пути Горелик получил известие (может быть прочел в газете), что Гумилёв расстрелян. Но Петроград был уже близко. Приехали.

Поселились на 3-ем этаже дома на углу Литейного и Невского, там сейчас большой гастроном, а раньше была гостиница.

В Петрограде «Гондла» прошел 4 спектакля с полным аншлагом. Публика принимала восторженно. Билеты было не достать, хотя они были проданы на 40 спектаклей вперед. Но перед 5-м спектаклем в гримерную ко мне вошли люди в черном и велели разгримироваться, ибо спектакля не будет.

— Как? Почему? За что?

— Вы что, не знаете, что автор расстрелян?4

После снятия «Гондлы» играли еще «Адвоката Пателена»5, еще что-то, но постепенно спад. Публика перестала ходить, и театр закрыли. Евг. Л. Шварц пошел в грузчики. Я играла в каких-то уличных театрах. Наконец, пришла в БДТ6 на дебют, но была принята сразу. Монахов сказал: Да ведь это Вы играли Леру в «Гондле»? Какой может быть дебют? Идите в контору.

Примечания:

Халайджиева Гаяне Николаевна (р. 1898) — актриса, первая исполнительница роли Леры в «Гондле». Жена Е. Л. Шварца.

Текст печатается по выполненной Н. М. Иванниковой в 1977 г. записи беседы с Г. Н. Халайджиевой.

1. Имеется в виду драма М. Метерлинка «Смерть Тентажиля».

2. «Пир во время чумы» — из «Маленьких трагедий» Пушкина.

3. «Гондла» — драматическая поэма Н. С. Гумилёва. Впервые поставлена «Театральной мастерской» в 1920 г. В газете «Жизнь искусства» от 21/22 авг. 1920 г. была опубликована статья Ю. П. Анненкова «В сказке о французской булке», посвященная театральной жизни Ростова-на-Дону. В статье, в частности, рассказывается: «Секретарь театральной секции Наробраза тов. Смуров повел меня в "Театральную мастерскую", что на Б. Садовой. Миниатюрный зал, человек на 80, сценка аршина в три. Ставилась драм.(аттическая) поэма Н. Гумилёва "Гондла", впервые показанная со сцены. Тов. Суховых, зав. театр, секцией, разъяснял крошечной аудитории значение пьесы: до сих пор темою сценических произведений обычно являлись переживания личного характера, замкнутые в узкой сфере семейных, домашних драм и коллизий, основной стержень пьесы Гумилёва — схватка двух миропонимании, двух мироощущений, волки и лебеди, — выводят искусство театра на новый путь, более близкий переживаемому моменту, когда и пр. Поэтому "Мастерская" остановилась именно на "Гондле", а режиссер преднамеренно отодвинул на второй план индивидуальные переживания актеров, принеся их в жертву общности впечатления.

(...)

Новое содержание требует новой формы, новых средств выражения. Борьба миров не может вложиться в робкие движения исполнителей, боящихся задеть друг друга и скандирующих строфы, где каждое слово, каждая запятая может иметь решающее значение. В этом смысле поэма Гумилёва, несмотря на прекрасное мастерство стиха, не дает никакого материала, а задача, поставленная "Мастерской", при тех средствах, которыми она располагает, становится неразрешимой.

Сцена из «Гондлы» Н. Гумилёва. 1921 г. Слева — Антон Шварц в загл. роли, Гаянэ Халайджиева — Лера, «волки» — М. Эго, И. Николаев, Р. Холодов, Е. Шварц — Снорре
Сцена из «Гондлы» Н. Гумилёва. 1921 г. Слева — Антон Шварц в загл. роли, Гаянэ Халайджиева — Лера, «волки» — М. Эго, И. Николаев, Р. Холодов, Е. Шварц — Снорре

Несколько тяжеловаты по масштабам сцены декорации москвича Арапова, неожиданно заявившего себя в Ростове. Странным показалось мне для такого опытного декоратора неоправданное сочетание трехмерного ствола с нарочито-плоскостною живописью леса. И уже совершенно недопустимы обременительные, перегруженные костюмы. Неприятна "декаденская" манера читать стихи, исходящая, очевидно, от режиссера. Но, в общем, спектакль был хороший, подкупающий честностью работы, свежестью и неподдельным горением. Особенно интересна была Халайджиева — Лера, артистка своеобразная и яркая. Музыка И. Хейфеца, ставил пьесу А. Надеждов. Сейчас в "Мастерской" объявлен конкурс на вакантное место режиссера».

Фотография сцены из «Гондлы» в постановке «Театральной мастерской» воспроизведена в кн.: Мы знали Евгения Шварца. М.; Л.: Искусство, 1966.

4. См. об этом в воспоминаниях Ю. П. Анненкова.

5. «Адвокат Пателен» — французская комедия XIV века.

6. Большой драматический театр (ныне — им. A. M. Горького).