«Заметки к Гондле» Н. Гумилёва

  • Дата:
Источник:
  • Литературный факт. 2017. № 6
теги: пьесы, Гондла

Публикация заметок Н. С. Гумилёва к его драматической поэме «Гондла» позволяет исследователям творчества писателя значительно уточнить господствующие представления об этой пьесе и ее заглавном герое. Речь идет о ее источниках, образах, конфликте, сюжете и мотивах, принципах постановки на сцене. Сопоставление замысла поэта, каким он предстает согласно заметкам, и завершенного произведения выявляет существенный зазор между ними (а порой и прямые противоречия) и дает материал для любопытных умозаключений. Заметки эти также являются одним из свидетельств участия Гумилёва в проекте «исторических картин» издательства «Всемирная литература».

«Заметки к Гондле» были написаны в качестве пояснений автора для постановки пьесы в ее поздней редакции, созданной специально для просветительского проекта «исторических картин», в мае-июне 1920 г. Задуманное А. М. Горьким, это начинание подразумевало серию театрализованных «картин» для народа, которые бы демонстрировали — в художественной и потому доступной форме — основные этапы истории человечества. Задачи проекта Горький описал в докладе «История культуры в картинах»1 и в статье «Инсценировка истории культуры»2. При издательстве «Всемирная литература» была организована Комиссия по подготовке исторических картин (под председательством Горького), а при ТЕО Наркомпроса — Секция исторических картин. С момента ее основания Гумилёв принимал активное участие в работе Секции. Ему был заказан целый ряд текстов: «Охота на носорога» (доисторический период), «Крещение варваров» (т.е. как раз переработанная пьеса «Гондла»), «Друиды» (незавершенная «Красота Морни»), «Фальстаф» (эпоха Возрождения), «Завоевание Мексики» (автограф неизвестен) и киносценарии «Гарун-аль-Рашид» и «Жизнь Будды».

Поэт очень надеялся увидеть «Гондлу» на сцене, ради чего даже переработал ранее публиковавшуюся пьесу3, впрочем, не очень существенно, в основном добавив «исторические сцены» с христианскими пленниками. Пьеса упоминается в отчетах и планах Секции исторических картин: «А. Блок 7 октября 1919 года сделал в записной книжке короткую пометку: “Гондла”. А через три дня — “О Гондле” <...> Очевидно, Н. Гумилёв представил незадолго до этого в Секцию исторических картин свою пьесу, и она обсуждалась членами редакционной коллегии, куда входил и А. Блок. Заявка была принята4, но, как следует из протокола от 18 мая 1920 года, автору было предложено переработать пьесу, а также предпослать ей два предисловия. Одно должен был написать сам Гумилёв, другое, научное, предложили написать Сыромятникову. Последний, по всей видимости, свою часть работы не выполнил, так как протокол от 21 июня 1921 года предписывает ему срочно закончить вступительную статью»6. Еще 16 апреля 1920 г., как следует из протокола заседания Секции исторических картин, «Н. Гумилёв читал вставки, сделанные им для пьесы “Гондла”. — Он прибавил описания заклинаний и обрядов той эпохи. Решили: Добавление к пьесе “Гондла” — принять»6. 25 мая 1920 г. — очередное препятствие: «Мнение заведующего Б<олыним> Драм<атическим> театром Гришина, что <...> “Гондлу” Гумилёва желательно поставить не в первую очередь, а уже после нескольких показательных постановок»7. Это отсутствие энтузиазма можно отнести не только к тому, что проект «исторических картин» как целое, в общем, не состоялся, но и к распространенному мнению о несценичности пьесы, выраженному, в частности, М. Кузминым: «...это поэтическое произведение совершенно неприменимо для сцены. Слова Гумилёва <...> не влекут за собою никакого жеста, никакого действия и нисколько не одушевлены театральной психологией и логикой. Из ограниченного количества неожиданных, необоснованных поступков, стихотворных описаний и лирических сентенций, неубедительных и часто друг другу противоречащих — никак не создать театрального впечатления»8.

В записи от 27 июля 1920 г. в записной книжке А. Блока фигурирует «Статья Гумилёва о “Гондле”»9: ее часто называют утерянной, но, по всей видимости, речь идет как раз о публикуемых «Заметках». В протоколе заседания Секции исторических картин находим: «Слушают вступительную статью Гумилёва к “Гондле”. Статью решено принять, прося Гумилёва написать пояснение ко 2-й главе и находя ее вообще немного отвлеченной»10.

В рамках проекта исторических картин пьеса так и не была поставлена, так что указания Гумилёва в «Заметках к Гондле» пропали втуне. Постановка пьесы была, правда, осуществлена неожиданно для самого писателя Театральной Мастерской из Ростова-на-Дону в 1920 г., но ее авторы, естественно, с заметками Гумилёва знакомы не были.

Полный текст «Заметок» публикуется впервые. Автограф: Архив А. М. Горького ИМЛИ РАН. Фонд А. Н. Тихонова. Оп. 2. Ед. хр. 568. 4 лл. (приложение к машинописи поздней редакции «Гондлы», созданной для проекта «исторических картин»). Текст с незначительной правкой написан фиолетовыми чернилами на двух сложенных в виде тетради листах большого формата (на оборотных сторонах текст отсутствует, таким образом, полностью исписаны четыре страницы). Датировка отсутствует. Выдержки публиковались Р. Л. Щербаковым11.

«Заметки к Гондле». Николай Гумилёв.

Примечания:

1. Жизнь искусства. 1919. № 92, 6 марта.
2. Жизнь искусства. 1919. № 251-254, 25-28 сент.
3. Русская мысль. 1917. № 1. С. 67-97.
4. В дневнике К. И. Чуковского находим запись от 11 ноября 1919 г., отражающую один из этапов этой эпопеи: «“Гондлу” Гумилёва провалили» (Чуковский К. И. Дневник. 1901-1921 / Предисл. В. Каверина; Коммент. Е. Чуковской // Чуковский К.И. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 11. 2-е изд. М.: Агентство ФТМ Лтд, 2013. С. 264-265).
5. Щербаков Р. Л. [Комментарий] // Гумилёв Н. С. Сочинения: В 3 т. М: Худ. лит., 1991. Т. 2: Драмы. Рассказы / Сост., подгот. текста, примеч. Р.Л. Щербакова. С. 408.
6. Иванова Е. В. Александр Блок: Последние годы жизни. СПб.; М.: Росток, 2012. С. 534.
7. Там же. С. 538.
8. Кузмин М. «Гондла» // Кузмин М. Условности: Статьи об искусстве. Пг.: Полярная звезда, 1923. С. 107-108.
9. Блок А. Записные книжки. 1901-1920 / Сост., подгот. текста, предисл. и примеч. В. Н. Орлова. М: Худ. лит, 1965. С. 497.
10. Иванова Е. В. Александр Блок: Последние годы жизни... С. 546.
11. Щербаков Р. Л. [Комментарий]... С. 408.

Литература

Иванова Е. В. Александр Блок: Последние годы жизни. СПб.; М.: Росток, 2012. 604 с.

Ирландские саги / Пер., предисл., вступ. ст. и коммент. А. А. Смирнова. 2-е изд., испр. М; Л.: Academia, 1933. 368 с.

Чуковский К. И. Дневник. 1901-1921 / Предисл. В. Каверина; Коммент. Е. Чуковской// Чуковский К.И. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 11. 2-е изд. М.: Агентство ФТМ Лтд, 2013. С.14-374.

Щербаков Р. Л. [Комментарий] // Гумилёв Н. С. Сочинения: В 3 т. М.: Худ. лит., 1991. Т. 2: Драмы. Рассказы / Сост., подгот. текста, примеч. РЛ. Щербакова. С. 393-177.

Rusinko Е. Rewriting Ibsen in Russia: Gumilyov’s dramatic poem “Gondla” // The European Foundations of Russian Modernism. Studies in Slavic Language and Literature. Yol. 7. Studies in Russian and German. Yol. 4. 199L P. 189-218.