Смерть

  • Дата создания:

Нежной, бледной, в пепельной одежде
Ты явилась с ласкою очей.
Не такой тебя встречал я прежде
В трубном вое, в лязганьи мечей.

Ты казалась золотисто-пьяной,
Обнажив сверкающую грудь.
Ты среди кровавого тумана
К небесам прорезывала путь.

Как у вечно-жаждущей Астреи,
Взоры были дивно глубоки,
И неслась по жилам кровь быстрее,
И крепчали мускулы руки.

Но тебя, хоть ты теперь иная,
Я мечтою прежней узнаю.
Ты меня манила песней рая,
И с тобой мы встретимся в раю.


Варианты:


Автограф


Сборники


Материалы к стихотворению:

Галерея

О Гумилёве…

  • Яна Набатова
    Эволюция отношения лирического героя к смерти в стихах Н. С. Гумилёва
    Исследователями творчества Гумилёва неоднократно отмечалось, что тема смерти является одной из первостепенных в произведениях поэта.
  • Юрий Верховский
    Путь поэта. О поэзии Н. С. Гумилёва
    I Когда перед нами — литературное наследие целой закончившейся деятельности поэта, естественно желание дать себе отчет в итогах этой деятельности, представить себе во всей цельности это наследие, а для этого прежде всего последовательно обозреть его — с первых ступеней закончившегося уже восхождения. «Оды, сочиненные и переведенные при горе Читалагае» Державина, «Лирический Пантеон» Фета, «Гаммы» Полонского, «Мечты и Звуки» Некрасова — во всех этих первых книгах наших столь различных поэтов — или в известной мере уже прямо определилось что-то свое, основное для автора, или, по крайней мере, хотя бы в какой-то не вполне ясной глубине наметились, обозначились некие элементы будущего своеобразного индивидуального развития.
  • Ирина Захариева
    Лейтмотивная закодированность поэзии Н. Гумилёва (сб. «Романтические цветы»)
    «Самый непрочитанный поэт…» — отзывалась о Гумилёве Ахматова. Утверждение бывшей соратницы поэта по акмеизму не поколеблено и до сего дня. Мы восприняли образную систему поэта как эстетическую целостность и на материале его раннего сборника, обойденного вниманием критики, пытаемся проникнуть в смысл авторских аналогий и прояснить их поэтологическую мотивацию.
  • Елена Куликова
    Тезаурус смерти в лирике Николая Гумилёва
    Рассматривается тезаурус смерти в лирике Николая Гумилёва: представлена классификация мортальных сюжетов и мотивов, выделены три группы — «морская» танатология, «балладная» танатология и автотанатология. В «морской» танатологии отмечены мотивы корабля-призрака, плавания на корабле-призраке, капитанов-мертвецов и др. Балладная танатология складывается из таких мотивов и сюжетов, как таинственное путешествие в иной мир, гибель девы, жертва-жених, властитель, сеющий смерть, и др. Автотанатология Гумилёва включает в себя следующие аспекты: смерть поэта, смерть героя, смерть влюбленного и создание образа загробного мира.

Переводы:

Английский язык

Венгерский язык

Китайский язык

Польский язык

  • Тадеуш Рубникович
    Śmierć