Примечания

Панихида по Гумилеву

У Николая Гумилева есть такие строки:

Я угрюмый и упрямый зодчий
Храма, восстающего во мгле.

К числу таких «упрямых зодчих», чей самозабвенный труд всегда помогал воздвигать величественный Храм отечественной культуры, принадлежит и Игорь Федорович Бэлза. 8 февраля — 95 лет со дня его рождения.

Уже давно, стараясь определить профессиональную принадлежность этого энциклопедически образованного человека, говорили да и писали: «Строитель культуры». Ему это очень нравилось: строитель - созидатель! Нравилось и то, что жил он на улице Строителей, видя в том предначертание судьбы.

Много десятилетий он пестовал музыкальную молодежь, профессорствуя сначала в Киевской, потом в Московской консерваториях, сочинял музыку, изучал пути развития музыкальных культур разных стран, прежде всего славянских, и публиковал результаты своих исследований.

Печально памятные события 1948-1949 годов, исковерковавшие судьбы многих мастеров отечественной культуры, не могли, естественно, не отразиться и на судьбе Игоря Федоровича. После разносной статьи о нем в «Правде» (26 марта 1948 г.) «Адвокат музыкального уродства» тираж подвергшейся там разгрому его книги «Советская музыкальная культура» был уничтожен. Музыкальные сочинения Игоря Федоровича (включая романсы на стихи Пушкина и Шекспира!) в одном списке с произведениями Прокофьева, Шостаковича и других мастеров были запрещены к исполнению, а сам автор уволен с занимаемого поста главного редактора Всесоюзного музыкального издательства и лишен возможности преподавать в консерватории.

Дальнейшая деятельность Игоря Федоровича в основном протекала в лоне Академии наук, и очень многие его работы (даже связанные с музыкой) напечатаны в издательстве «Наука». Труды эти быстро завоевали признание не только в нашей стране, но и за рубежом. В Нью-Йорке и Лондоне переводились работы о нашей отечественной музыке и ее создателях. Книга «Очерки развития чешской музыкальной классики», изданная в Праге, а также двухтомная «История чешской музыкальной культуры» стали, по мнению самих чехов, для студентов их университетов и консерваторий ценнейшим пособием при изучении истории национальной музыки, источником сведений о многовековых чешско-русских музыкальных связях.

Все основные полонистические работы были переведены в Польше, включая обширнейшую монографию о Фридерике Шопене, дважды издававшуюся в Варшаве (в 1969 и 1980 годах) как лучшая книга о композиторе на то время. За многочисленные труды по музыкальной славистике профессору И. Ф. Бэлзе были присвоены степени доктора honoris causa Карлова университета в Праге и Музыкальной академии имени Ф. Шопена в Варшаве.

Дантологические работы Игоря Федоровича — бессменного руководителя Дантовской комиссии Академии наук и организатора, сборников «Дантовские чтения» — находили, в свою очередь, положительный отклик в Италии и переводились там.

Последние два года своей долгой жизни, оборвавшейся в 1994 году, отложив начатые было по просьбе родных мемуары, Игорь Федорович посвятил работе над книгой о Н. С. Гумилеве — самом любимом им (после Пушкина!) поэте.

В 1941 году, спасаясь от бомбежек и полчищ фашистов, подступавших к Киеву, где жила тогда наша семья, мы с мужем в том единственном чемодане, который разрешалось взять, увезли с собой как самое дорогое все прижизненные и ранние посмертные издания Гумилева, нотные рукописи и несколько «альдов» и «эльзевиров». Таким образом, сочинения Гумилева и несколько старопечатных книг — это все, что сохранилось у нас от богатейшей киевской библиотеки, так как во время оккупации квартира была полностью разграблена.

Среди отбиравшихся в спешке нотных рукописей вывезены были романсы И.Бэлзы, написанные на тексты Гумилева, а также Ахматовой, Мандельштама. Причем все они писались в 20-х годах, когда, вероятно, никому еще и в голову не приходила мысль положить на музыку стихи Гумилева — слишком свежи были впечатления от его страшной гибели. В 1928 году Игорь Федорович написал Похоронный марш памяти Гумилева, напечатанный вскоре в Лейпциге.

Вниманию читателей «Культуры» предлагается носящий мемуарный характер небольшой фрагмент вступления к книге И.Ф.Бэлзы о Гумилеве, которую еще предстоит подготовить к печати.