Примечания

Акростих

Материалы по теме:

Стихотворения
В стихотворении изложена верси.и о происхождении мира, присущая валентинианству - гностической ереси 11 в. н.э. Образование мира, согласно этой ереси, - следствие отпадения одного из эонов (т.е. «сущего» начала, в отличие от «существующего», проиэводного: валентиниане обозначали этим понятием Бога в Его «характеристиках» - истечениях) от Плиромы (т.е. общей полноты Божественного бытия), а именно - Премудрости, попавшей под влияние эротической страсти к Отцу-первоначалу. «Выпав» из Плиромы, Премудрость, по учению валентиниан, отделилась от света и качественно частично преобразилась, превратившись в Ахамот (т.е. мудрость) - Душу нашего Мира, состояние которой и определяет по-сю-стороннее космическое бытие. «...От страха же и печали (Ахамот. - Ред.) получило начало все остальное. Именно: от слез его произошла всякая влажная сущность, от смеха - светящаяся; от печали и изумления - телесные стихии мира. Ибо, как говорят (валентианане. - Ред.), оно то плакало и печалилось о том, что оставлено одно во тьме и пустоте, то веселилось и смеялось, когда ему приходил на мысль оставленный им свет, то опять впадало в страх, а иногда в недоумение и изумление» (Св. Ириней Лионский. Творения. М., 1996. С. 30-31 (Б-ка Отцов и Учителей Церкви)). Несомненно, что существенную роль при создании стихотворения сыграло созвучие имен Ахамот - Ахматова (последняя также, в какой-то мере, являлась «Душой» творимого ею художественного мира). Стихотворение открывает собой «второй» еретический период в творчестве Гумилёва, вызванный идейным и жизненным кризисом в эпоху революции. По определению Э. Ф. Голлербаха, стихотворение близко «по духу» к лирике Ахматовой, которой «тесно в мире», где мечты о любви и свете омрачены «предвечным ужасом». Одна строка этого акростиха - «"хрупких рук испуг и, содроганье" говорит больше, чем иной законченный портрет» ( Голлербах Э. Ф. Образ Ахматовой // Антология. Л., 1925. С. 10).