Примечания

Змей

Материалы по теме:

Стихотворения
  • Николай Гумилёв
    Змей
Примечания
  • Глеб Струве, Б. Филиппов
    Змей

Конец 1915 — начало 1916 — по местоположению в Альбоме Струве (с учетом близости расположения материала в нем к хронологическому) и дате публикации.

Назвав это стихотворение «мифологическим», Н. А. Оцуп видит в нем увлечение Гумилева «отражением всеобщих старых верований индоевропейских племен доисторических времен». Не создавая нового мифа, Гумилев, по его словам, сближает здесь «легенду о драконе с легендой о Вольге, герое русской эпопеи». Далее Н. А. Оцуп интерпретирует: «Стихотворение „Змей“ одновременно эпическое и лирическое. Автор почти жалеет похитителя красивых девушек, из которых ни одна не остается в живых после похищения. Они умирают одна за другой во время полета, и змей бросает их тела в море. Вот почему могучее чудовище жалуется и воет, завидуя простым пастухам, чьи мелодичные песни привлекают молодых красавиц.
С стилистической точки зрения „Змей“ является искусным переложением народных сказок с их красочным языком (…) Афанасьев, Орест Миллер, Потебня, Александр Веселовский и другие ученые-фольклористы отнесли бы, вероятно, „Змея“ к категории сказок с исторической основой. Ведь Гумилев упоминает мимоходом „Золотую Орду“, „пестрый грохот равнины китайской“, Китай.

Поэта привлекал этот таинственный большой мир. Китай, кстати, дал ему одну из
его любимых тем, тему дракона» (Оцуп. С. 149–150). Эту мысль подтверждает
современный исследователь: «Древний восточный образ Дракона, чья смерть начинает письменную историю, у Гумилева так или иначе связан со старыми славянскими преданиями о волшебных змеях» (Иванов Вяч. Вс. Звездная вспышка (Поэтический мир Н. С. Гумилева) // СтПРП. С. 30)

стих 22 — Лагор — древний город Индии, столица провинции Пенджаб.
стих 33 — Вольга (или Волх) — герой одноименной былины киевского цикла, богатырь-оборотень, обладающий властью над силами природы.