Тень от пальмы

  • Дата:
Источник:
Материалы по теме:

Галерея
теги: проза

Наши дни - пустыня. Безграничное, безлюдное пространство - томящее и утомляющее. Таковы - наша жизнь, наше состояние. Тяжелая усталость делает нас неспособными к сложным восприятиям. Тоже и в области книги. Как путник в расколенной пустыне мечтает о прохладе оазиса с живительной влагой ключа и тенью пальм, - так и мы ищем книгу - отдых. И как в пустыне люди неспособны после долгаго пути сразу окунуться в бурную жизнь города с его налаженной жизнью и событиями, цепляющимися друг за друга, - так и мы не можем, в условиях нашей жизни, воспринимать целаго ряда книг, благодаря их сложности. Мы ищем ту "пальму", под тенью которой мы могли-бы отдохнуть и хоть на некоторое время погрузиться в созерцание какой нибудь простой, но занимательной истории, - как в чудесный сон после долгаго, утомительнаго пути.

Предлагаемая заметка имеет своим предметом книгу разсказов-новелл Н. Гумилева "Тень от пальмы", вышедшую в Петербурге в настоящем году. Новелла Гумилева носит фантастический характер. К слову сказать, в по-военной европейской литературе замечается стремление к фантастике и даже, сказали бы мы, к некоторой кинематографичности. Русская литература, как раз наоборот, в сюжете отрешению от действительности противопоставила быт и описание событий последних лет. Поэтому на книге Гумилева невольно останавливается глаз читателя. Она выделяется среди целой груды русских книг своим необычным для русской литературы последних лет характером. Читая такия книги действительно отдыхаешь. Вся пропитанная фантастикой она ткет нам чудесные сны. И избранное Гумлевым название - не просто красивое и нежное заглавие, но мысль вполне ясно выражающее задание, меру книги.

Характерной особенностью прозы Гумилева является ея поэтичность. Она удивительно изысканна и ритмична. Обилие ассонансирующих слов значительно обогащает текст и, совершенно не утомляя читателя, придает новеллам Гумилева особую прелесть и увлекательность.

Место действия - почти во всех новеллах нерусская земля. Лишь одна: "Путешествие в страну эфира", повидимому, местом действия имеет Россию. Но сам сюжет настолько отдален от обычной жизни, что место действия не имеет никакого значения.

Первая вещь сборника: "Радости земной любви" включает три новеллы из эпохи Данте Алигьери и описывает любовь "благороднаго Гвидо Кавальканти к стройной Примавере". Выдержанная в стиле, похожем на новеллы Возрождения, эта вещь поражает своим языком и построением. Автор взял три момента в любви Кавальканти и, не доводя его даже до прикосновения к прекрасной и стройной Примавере, показал все благородство и всю силу страсти Кавальканти.

Отточенностью формы поражает также и небольшая новелла из эпохи крестовых походов "Золотой Рыцарь". Описывается отряд графа Кентерберийского Оливера, заблудившийся в глухой долине восточнаго Ливана. Рыцари, утомленные походом и изнемогающие от жажды, стоя на коленях, поют в последний раз приветственный гимн небесному Сеньеру, Господу Иисусу Христу. Внезапно их молитва прервана топотом приближающагося коня. Перед ними предстал, в образе золотого рыцаря, Архистратиг Михаил и предложил сразиться с ним. "Не посмели догадаться благочестивые рыцари, кто пришел облегчить их страдания и разделить заботы. Они вступают с ними в бой, поочередно, и падают побежденными, удивляясь, что их сердца, не смотря на сражение, поют и смеются. За турниром последовал пир. Вместо копий, воткнутых в землю, возник лес пальм, появились всевозможныя явства "и сладко было им, заглянувшим в лицо смерти, смотреть на солнце и зелень". Через несколько дней, когда английское войско, набрело на трупы заблудившихся товарищей, арабский медик на разспросы короля Рычарда о причинах смерти - ответил: "Их убило солнце, но не грусти, король, перед смертью они должны были видеть чудные сны, каких не дано увидеть нам, живым".

Таков общий стиль новелл Гумилева. Некоторыя из них более фантастичны. Но везде эта фантастика очень умеренна и носит совершенно особый характер, связанный с внутренним движением души описываемых героев. Из других новелл отметим еще: "Последний Придворный поэт", "Черный Дик", "Скрипка Страдивариуса" и "Принцесса Зара".

Книга читается с большим интересом и действительно оправдывает свое название. Читая ее отдыхаешь. Новеллы Гумилева чудные сны, полныя красоты внутренней и изысканныя по своему построению и форме.


Материалы по теме:

🖼 Галерея