Критика

Н. Гумилёв. «Огненный Столп»

«Огненный Столп» — сборник стихов. Издание «Petropolis», 1921.
«Фарфоровый Павильон» — китайские стихи.
«Мик» — африканская поэма.
«Тень от пальмы» — рассказы.
Посмертный сборник. Издательство «Мысль». 1922г.


Стихи Гумилева для

«Сильных, злых и веселых,
Убивавших слонов и людей,
Умиравших от жажды в пустыне,
Замерзавших на кромке вечного льда»1.

«Муза Дальних Странствий» — любимейшая из муз поэта. В его стихах нас поглощает соль южных морей, пески пустынь, пальмы оазисов, Африка с ее бесчисленными племенами, так странно звучащими на русском языке, и южная изумительная Азия — Китай, Индо-Китай, Персия. Правда, это Африка негусов, а Китай богдыханов, ибо автор неисправимый аристократ, но его экзотическая романтика звучит и не забывается и напряженно зовет к недостигнутой цели. Ведь, может быть, теперь, в пламенной буре революции

«Когда вокруг свищут пули,
Когда волны ломают борта»,

больше, чем когда бы то ни было надо знать,

«Как не бояться,
Не бояться и делать что надо».

Рассказы Гумилева слабее, в них мы находим слишком явное подражание Эдгару По. Слабее и посмертный сборник, куда несравненно менее одаренные ученики поместили зачастую довольно безвкусные корнетские мадригалы, которые лучше было бы оставить до полного собрания сочинений2. Но все же ясный и бесстрастный эстетизм поэта, радостно принимающий всякую жизнь, чувствуется и в этих произведениях. «Мне отрубили голову», — снится ему в одном из рассказов: — «и я, истекая кровью, аплодирую уменью палача и радуюсь, как все это просто, хорошо и совсем не больно»3.

К несчастью, сон оказался вещим.

Значение Гумилева и его влияние на современников огромно. Его смерть и для революционной России остается глубокой трагедией. И никто, надеюсь, не повторит вслед за поэтом: «Как все это просто, хорошо и совсем не больно».



комментарий:

Печ. по: Сибирские огни. 1922. N 4. С. 197.

Автор рецензии — Вивиан Итин.

1 Из ст-ния Гумилева «Мои читатели».

2 Имеется в виду ст-ние Гумилева «Мадригал полковой даме».

3 Из рассказа Гумилева «Африканская охота».