Журнал «Сириус» (1907 год)

теги: Париж, Франция, журналы

В 1907 г. в Париже вышло три номера журнала "Сириус", в издании которого активное участие принимал Н. С. Гумилёв.1 Этот журнал, не привлекший в свое время внимания читающей публики, упоминают прежде всего биографы Н. С. Гумилёва в качестве первого примера издательской деятельности поэта, а также исследователи творчества Анны Ахматовой, поскольку во 2-м номере "Сириуса" состоялась ее первая публикация.2

Б. Унбегаун отмечает, что это был первый литературный журнал, появившийся в Париже, центре русской политической эмигрантской периодики. Сотрудниками его были, по мнению Б. Унбегауна, такие же случайные и временные парижане, как и Гумилёв. Заканчивает обзор "Сириуса" Б. Унбегаун следующим суждением: "...не только в недолговечности сказался случайный характер Сириуса: он не оставил прямых потомков и не вызвал подражаний".3

О том, что сотрудники "Сириуса" были малоизвестны, говорит и А. Ахматова в письме С. В. фон Штейну 13 марта 1907 г.: "Зачем Гумилёв взялся издавать "Сириус"? Это меня удивляет и приводит в необычайно веселое настроение. Сколько несчастиев наш Микола перенес и все понапрасну! Вы заметили, что сотрудники почти все так же известны и почтенны, как я!".4

С осени 1906 г. Гумилёв живет в Париже. Здесь он знакомится с представителями местной русской колонии. Однако не в ее литературных кругах, а в многочисленной среде русских художников зарождается идея издания литературно-художественного журнала. 8 января 1907 г. Гумилёв пишет В. Я. Брюсову: "Теперь приступаю к самому главному. Несколько русских художников, живущих в Париже, затеяли издавать журнал художественный и литературный. Так как среди них пишу я один, то они уговорили меня взять заведование литературной частью с титулом редактора-издателя".5 Судя по "роскошному" оформлению журнала, наличию вклеек с репродукциями художественных произведений и содержанию (поэзия, проза, художественная критика), "Сириус" должен был стать парижским аналогом журналов "Золотое руно" и "Весы". Однако исходя из обращения "От редакции", составленного Гумилёвым,6 можно думать, что его издатели претендовали на большее: "Мы дадим в нашем журнале новые ценности для изысканного миропонимания и старые ценности в новом аспекте".7 Более того, в этом обращении декларируется исключительно эстетический подход к явлениям искусства, столь характерный для всей последующей деятельности Гумилёва: "Мы не будем поклоняться кумирам, искусство не будет рабыней для домашних услуг. Ибо искусство так разнообразно, что свести его к какой-либо цели хотя бы и для спасения человечества есть мерзость перед Господом".8 Это направление журнала Гумилёв подтверждает в том же письме В. Я. Брюсову: "Его направление будет новое, и политика тщательно изгоняема".9 Можно думать, что декларация подобного направления в годы русской революции и в достаточной степени политизированной среде русских парижан была сама по себе явлением достаточно необычным.

Обложка журнала «Сириус»В редакцию "Сириуса" входили вместе с Гумилёвым художник и критик Мстислав Владимирович Фармаковский (1873—1946) и художник-график Александр Иванович Божерянов.10 По сведениям А. В. Лаврова и Р. Д. Тименчика, журнал издавался на средства М. В. Фармаковского.11 Судя по материалам хорошо информированного П. Н. Лукницкого, Гумилёв был так увлечен подготовкой к изданию журнала, что пригласил Божерянова некоторое время пожить у него.12 О гонорарах речи не было, работали устроители журнала совершенно бесплатно.13 В конечном итоге оказалось, что большая часть материалов журнала принадлежит членам его редакции. Но и художественные произведения, репродукции которых помещены в журнале, принадлежали тоже, скорее всего, узкому кругу знакомых художников. Как показывают собранные П. Н. Лукницким материалы, к Гумилёву в период подготовки журнала к изданию "приходили привлеченные к этой работе энтузиасты: скульпторы Курбатов, Николадзе, художники Данишевский...".14 И действительно, в "Сириусе" помещены репродукции работ художников М. В. Фармаковского, А. И. Божерянова, С. И. Данишевского15 и скульптора Якова Николадзе (1876—1951), впоследствии знаменитого грузинского ваятеля, тогда работавшего в мастерской О. Родена.

Помимо заботы об общем направлении журнала Гумилёв взялся обеспечивать его литературный отдел. Но в поисках сотрудников для журнала он не добился успеха ни в России, ни в литературных кругах русской колонии в Париже. Брюсов не откликнулся на его просьбу «дать нам что-нибудь свое — стихотворение, рассказ или статью".16 Украсить журнал именем мэтра не удалось. Скорее всего, случайно оказался привлеченным к участию в журнале поэт и переводчик Александр Акимович Биск,17 через 57 лет посвятивший этому событию несколько строк в своих воспоминаниях: "Но были и другие вечера, более консервативные ... Я читал там свои "Парижские сонеты" и Гумилёву особенно понравились последние строчки одного из них:

Лютеция молчала, как и ныне,
И факелы чудовищные жгла.

Он пригласил меня участвовать в журнальчике, который он издавал... Очень скоро я с Гумилёвым рассорился из-за того, что он не прислал мне номера журнала, где были помещены мои стихи".18

И только А. Ахматова не отказывалась от постоянного сотрудничества. В письме С. В. фон Штейну 13 марта 1907 г. она сообщает: "Мое стихотворение "На руке его много блестящих колец" напечатано во 2-м номере "Сириуса", может быть, в 3-м появится маленькое стихотворение, написанное мною уже в Евпатории. Но я послала его слишком поздно и сомневаюсь, чтобы оно было напечатано".19 И действительно, стихотворения А. Ахматовой в 3-м номере "Сириуса" нет.

Чтобы поправить дело, Гумилёв в этих обстоятельствах прибегает к помощи вымышленных сотрудников. В письме Брюсову 24 марта 1907 г., спрашивая его мнение о своей прозе, он пишет: "Вам я открою инкогнито: Анатолий Грант — это я. Что же мне было делать, если у нас совсем нет подходящих сотрудников. Приходится хитрить, и истина об Анат<олии> Гранте — тайна даже для моих компаньонов".20

В том же письме Брюсову Гумилёв сообщает о своем недовольстве материалами критического отдела: "Я очень огорчен нашей художественной критикой, но, увы, я не свободен. Меня с моими компаньонами связывают прежде всего денежные счеты".21 Насколько это суждение в письме Брюсову соответствует действительному отношению Гумилёва к статьям критического отдела, сказать трудно. Если предположить, что статьи критического отдела во всех трех номерах (а они, скорее всего, написаны одним автором) принадлежат редактору отдела, т.е. М. В. Фармаковскому, то с ним Гумилёва связывали не только денежные счеты. В конце 1907 г. Гумилёв напечатал в киевском журнале "В мире искусств" (1907. № 22—23. С. 20—21) сочувственную статью о творчестве М. В. Фармаковского,22 а последний, в свою очередь, в 1908 г. написал известный портрет Гумилёва (музей ИРЛИ). Можно думать, что Гумилёв в письме Брюсову попытался подобным образом сгладить возможное впечатление от резких оценок, данных автором статей в 1-м и 2-м номерах "Сириуса" двум выставкам русского искусства в Париже. Автор этих статей критиковал С. Дягилева и А. Бенуа за устройство выставок с позиций "Мира искусств" и предлагал свою концепцию истории русского искусства. В 3-м номере "Сириуса" в критическом отделе помещен обзор выставки Общества независимых художников, в которой приняли участие и 75 уроженцев России, работающих в Париже. Перечисляя среди последних наиболее талантливых, автор называет и художника Финкельштейна.23 Скорее всего, это — А. И. Финкельштейн, репродукции произведений которого появились в № 3 "Сириуса" и о котором мы не обнаружили каких-либо сведений.

Гумилёву, как это обычно отмечается, так и не удалось привлечь в журнал сколь-нибудь значительные литературные силы. Отметим также, что и энтузиазм в выпуске журнала со временем охладел. В отличие от 1-го номера в 3-м имеются фактически произведения трех авторов — самого Гумилёва, автора статьи в художественном отдела и художника А. И. Финкельштейна. Более того, и содружество редакторов-основателей распалось между 2-м и 3-м номерами журнала. В № 3 на титульном листе уже не значится имя А. И. Божерянова, редактора художественного отдела и автора обложки журнала.

Сначала Гумилёв предполагал, что журнал будет еженедельным.24 На обложке указано, что "Сириус" — двухнедельный журнал. Но, вопреки распространенному мнению, появление трех номеров растянулось на три месяца. Первый номер вышел во второй половине января 1907 г.;25 второй, скорее всего, в феврале; третий — в конце марта—начале апреля.26 На этом журнал прекратил свое существование. Осталась недопечатанной повесть Гумилёва (первые опыты в прозе Гумилёва, относящиеся к осени 1906 г., вероятно, и пригодились для журнала), остались неосуществленными и другие планы (например, статья Гумилёва "о стильной прозе", статья автора критических обзоров о Врубеле и, возможно, многое другое). На этот раз Гумилёву издание программного журнала не удалось.

Журнал "Сириус" является библиотечной редкостью. Столь же редко он встречается и в собраниях коллекционеров. Тираж журнала был, вероятно, небольшим; расходился он, скорее всего, среди случайных покупателей. Хотя нельзя сказать, что Гумилёв не попытался обеспечить ему рекламу. Еще до выхода первого номера он просил Брюсова написать о "Сириусе" в "Весах".27

С редкостью журнала были связаны и предположения о числе его вышедших номеров. Б. Унбегаун отмечал: "Сириус скончался на втором номере".28 А. С. Крюков, которому известны были три номера, указал, что "Установить, как долго издавался "Сириус" и сколько всего номеров вышло, не удалось".29 Однако А. Ахматова в составленной по просьбе П. Н. Лукницкого в 1925 г. "Биографической канве Николая Гумилёва" написала: «3 номера журнала "Сириус"».30

Ниже публикуется библиографическое описание журнала "Сириус".

В работе над описанием мы пользовались советами и материалами К. М. Азадовского, О. О. Вольценбург, А. В. Лаврова, В. А. Черных, М. Д. Эльзона, за что и приносим им благодарность.

Сириус: Двухнедельный журнал искусства и литературы. Париж: Imprimerie N.L.Danzig, 1907. N 1—3. — 26.1 х 20.6 см.

Редакция: литературный отдел: Н. С. Гумилёв; критический отдел: Мст. Фармаковский; художественный отдел: Александр Божерянов (№ 1—2); критический отдел и художественный отдел: Мст. Фармаковский (№ 3).

№1 — [12] С.; [3]л. илл.

№2 — [12] С.; [3]л. илл.

№3 — [12] С.; илл.; [3]л. илл.

Содержание:

№ 1

Тит. л. — С. [1].

Оглавление [и список репродукций ]. — С. [2 ].

От редакции. — С. [3 ].

Н. Гумилёв. Гибели обреченные: Повесть. — С. [5—6 ].

К-о. [Н. С. Гумилёв ]. Франция ("О Франция, ты призрак сна..."). — С. [7-8].

Фармаковский Мст. Помпейи: Этюд. — С. [9—10 ].

Художественная критика. — С. [11—12]. — Без подп.

Иллюстрации: Данишевский С. Уголок Парижа. — между С. [6 ] и [7 ]; Николадзе Я. Сусанна, эскиз. — между С. [8 ] и [9 ]; Божерянов А. Кроки. — между С. [10] и [11].

№ 2

Тит. л. — С. [1].

Оглавление [и список репродукций ]. — С. [2 ].

Н. Гумилёв. Гибели обреченные: Повесть: (Продолжение). — С. [3— 6].

Стихотворения: Александр Биск. I — "Бледная девушка... Солнце. Весна!"; II — "Девушки... Бледные девушки... Вы...". — С. [7 ].

Анна Г. [А. Ахматова ]. "На руке его много блестящих колец...". — С. [8].

Анатолий Грант [Н. С. Гумилёв ]. Карты. — С. [9—10 ].

Художественная критика: (Продолжение). — С. [11—12]. — Без подп.

Иллюстрации: Фармаковский Мет. Мотив обложки. — между С. [6 ] и [7 ]; Фармаковский Мет. Портрет. — между С. [8 ] и [9 ]; Фармаковский Мст. Lex. — между С. [10] и [11].

№ 3

Тит. л. — С. [1].

Оглавление [и список репродукций ]. — С. [2 ].

Н. Гумилёв. Гибели обреченные: Повесть: (Продолжение). — С. [3-6].

К-о. [Н. С. Гумилёв ]. Неоромантическая сказка ("Над высокою горою..."). — С. [7—8].

Анатолий Грант [Н. С. Гумилёв ]. Вверх по Нилу (Листы из дневника). — С. [9—10].

Художественная критика. — С. [11 — 12]. — Без подп.

Иллюстрации: Финкельштейн А. И. Перед танцами.— между С. [6] и [7];

Финкельштейн А. И. Люксембургский сад. — между С. [8 ] и [9]; Финкельштейн А. И. Дон-Кихот. — между С. [10 ] и [ 11 ]; рис.: Фармаковский Мст. Виньетки к "Сказке". — С. [7—8 ].

Состав редакции указан на титульном листе каждого номера.

Обложка журнала работы А. Божерянова (см.: № 1. С. [2 ]).

На обложке паралл. заглав.: Sirius. Paris.

Типография указана на последней странице обложки в № 2 и 3 и в № 2 на С. [12].

На последней странице обложки рекламное объявление: Imprimerie polyglotte N.L.Danzig.

Год издания указан на первой странице обложки.

Объявление о подписке с указанием адреса редакции и с указанием цены на последней странице обложки (подписная цена на 3 месяца: в Париже 5 фр., в России 3 рубля; отд. номера: в Париже 1 фр., в России — 50 коп.).

Подписи к иллюстрациям напечатаны также на папиросной бумаге перед иллюстрациями.

Издание отпечатано на вержированной бумаге; иллюстрации на отдельных листах — на мелованной бумаге.

Экземпляры: ГПБ — № 1—3 (деф.: № 3 — нет С. [7—8 ]; № 1—3 в одном переплете; шифр 3/2527); ЛГУ — № 1—3 (деф.: № 1 — нет обложки; № 3 — нет нижнего листа обложки; № 1 и 3 в библиотечном переплете; шифр JP 2536).

Экземпляр Научной библиотеки ЛГУ был получен в дар (см. Отдел редких книг и рукописей НБ ЛГУ: "Инвентарь 1907—1909 гг.", л. 94 об. Запись середины 1908 г.). Этот экземпляр журнала из собрания Научной библиотеки ЛГУ и был представлен на выставке "Париж— Москва" (см.: Paris—Moscou: 31 mai—5 novembre 1979. Catalogue de Pexposition Paris—Moscou. Paris, 1979. P. 423).

Примечания:

1. Лукницкая В. К. Материалы к биографии Н. Гумилёва // Гумилёв Н. Стихи. Поэмы. Тбилиси, 1988. С. 30. В этих "Материалах", составленных на основе хроники П. Н. Лукницкого "Труды и дни Н. С. Гумилёва", к сожалению, допущена путаница в атрибуции произведений, помещенных в журнале "Сириус".

2. Крюков А. С. О первых публикациях А. А. Ахматовой // Уч. зап. Тартуского гос. ун-та, 1968. Вып. 209. С. 295—296 (Труды по русской и славянской филологии. XI: Литературоведение). Там же публикация стихотворения А. Ахматовой на с. 296. В примечании "От ред." к статье А. С. Крюкова, однако, указывается, что это стихотворение уже было опубликовано как принадлежащее А. Ахматовой в статье Б. Унбегауна в 1932г. (Унбегаун Б. Русская периодическая печать в Париже до 1918 года // Временник общества друзей русской книги. Париж, 1932. III. С. 33). А. С. Крюков установил принадлежность стихотворения А. Ахматовой на основании ее открытки 1913 г. Э. П. Юргенсону и частичной публикации ее письма 13 марта 1907 г. С. В. фон Штейну в статье Э. Голлербаха: Голлербах Э. Из воспоминаний о Н. С. Гумилёве // Новая русская книга. Берлин, 1922. № 7. С. 38. В публикации адресат не указан. См. новейшую публикацию письма к С. В. фон Штейну: Стихи и письма: Анна Ахматова; Н. Гумилёв / Публ., сост. и примеч. Э. Г. Герштейн // Новый мир. 1986. № 9. С. 205. Б. Унбегаун источника своей атрибуции не указывает. После публикаций Б. Унбегауна и А. С. Крюкова это стихотворение включается в зарубежные и отечественные собрания стих рений А.Ахматовой.

3. Унбегаун Б. Русская периодическая печать в Париже до 1918 года. С. 32—33

4. Стихи и письма: Анна Ахматова; Н. Гумилёв. С. 205.

5. Гумилёв Н. С. Неизданные стихи и письма. Paris, 1980. С. 9

6. Лукницкая В. К. Материалы к биографии Н. Гумилёва. С. 30.

7. Сириус. 1907. № 1.С. [3].

8. Там же.

9. Гумилёв Н. С. Неизданные стихи и письма. С. 9.

10. Подробнее об А. И. Божерянове см. в наст. сб.: комментарии И. Г. Кравцовой и Терехова к переписке Л. В. Горнунга и П. Н. Лукницкого, с. 527.

11. Не покоряясь магии имен: Н. Гумилёв — критик. Новые страницы / Предисл., и коммент. А. В. Лаврова и Р. Д. Тименчика // Лит. обозр. 1987. № 7. С. 104.

12. Лукницкая В. К. Материалы к биографии Н. Гумилёва. С. 30.

13. Гумилёв Н. С. Неизданные стихи и письма. С. 9. Письмо В.Я.Брюсову 8 января 1907 г.

14. Лукницкая В. К. Материалы к биографии Н. Гумилёва. С. 30.

15. Данишевский Семен Исаакович (1870—1944) // Художники народов СССР:» Биобиблиографический словарь. М., 1976. Т. 3. С. 290.

16. Гумилёв Н. С. Неизданные стихи и письма. С. 9. Письмо В. Я. Брюсову 8 января 1907г.

17. Азадовский К. М. Биск А. А. (1883—1973) // Русские писатели 1800—1917. Биогр. словарь. М., 1989. Т. 1. С. 270.

18. Биск А. Русский Париж 1906—1908 гг. // Современник. Торонто. 1963. № ?-С. 64.

19. Стихи и письма: Анна Ахматова; Н. Гумилёв. С. 205.

20.Гумилёв Н.С. Неизданные стихи и письма. С. 14.

21. Там же.

22. См. новейшую публикацию статьи: Не покоряясь магии имен: Н.Гумилёв-критик. Новые страницы. С. 103—104.

23. Сириус. 1907. № 3. С. [12].

24. Гумилёв Н. С. Неизданные стихи и письма. С. 9. Письмо В. Я. Брюсову 8 января 1907г.

25. Там же. С. 11. Письмо В. Я. Брюсову 14 января 1907г.: "Дня через три я посылаю Вам первый номер". Этюд М. В. Фармаковского датирован в номере 10/1—1907 (Сириус. 1907. № 1.С. [10]).

26. В обзоре выставки Общества независимых художников сказано что выставка открылась 20 марта (Сириус. 1907. № 3. С. [11]). А. Ахматова в письме С. В. Штейну 13 марта 1907 г. говорит, что ее стихотворение должно появиться в 3-м номе( "Сириуса".

27. Гумилёв Н. С. Неизданные стихи и письма. С. 11. Письмо В. Я. Брюсову 14 января 1907 г.

28. Унбегаун Б. Русская периодическая печать в Париже до 1918 года. С. 33.

29. Крюков А. С. О первых публикациях А. А. Ахматовой. С. 296.

30. Ахматова А. А.. Биографическая канва Николая Гумилёва (до 1912 года) Наше наследие. 1989. № 3. С. 83.


Материалы по теме:

📯 Статьи

🖼 Галерея