Символ и аллегория в поэзии Николая Гумилева

Заключение и список использованной литературы

Так, музыкальная стихия в сборнике «Путь конквистадоров» лишь «заявляется» как символ, а, по сути, является декларативной аллегорией:

Я знаю, там сверкало пенье
Перед престолом красоты,
Когда сплетались, как виденья,
Святые белые цветы («CREDO», 25).

Взятые по отдельности, образы этой строфы, как и образы всего стихотворения, вполне укладываются в символистский канон:

Но я живу, как пляска теней
В предсмертный час больного дня,
Я полон тайною мгновений
И красной чарою огня.
<…>
Я знаю, было там сверканье
Звезды, лобзающей звезду…
Но последние строки дают совершенно иной ключ к прочтению этих образов и, в частности, образа-мотива музыкальной стихии. Последний строки опровергают символистский канон, в них содержится «залог» будущего акмеистического миропонимания:

Всегда живой, всегда могучий,
Влюбленный в чары красоты.
И вспыхнет радуга созвучий
Над царством вечной пустоты. (26)

Понимание мира как «царства вечной пустоты», нуждающегося в эстетическом «оживлении», совсем не характерно для символизма, это уже что-то из области мандельштамовского недостроенного храма.

В контексте этих строк символистские образы не воспринимаются как обычные символистские «штампы» и приобретают иной смысловой оттенок. На фоне образа «радуги созвучий над царством вечной пустоты», делающего невозможным понимание стихотворения как символистского, «пляска теней», «святые белые цветы», «красная чара огня», «пенье перед престолом красоты» теряют самостоятельное символико-мифологическое значение. Эти образы, скорее, складываются в одну «картину» — аллегорию эстетического, творческого сознания. Но при этом их значение именно общее для всех. Значение образа-мотива музыкальной стихии здесь, по сути, равно значению любого другого образа в этом стихотворении. Образ во многом остается открытым для наполнения, как со стороны содержания, так и со стороны выражения.

В сборнике «Жемчуга» образ-мотив музыки может иметь символическое значение:

Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое этот ужас начинателя игры!
(«Волшебная скрипка», (82))

Образ-мотив музыкальной стихии здесь не имеет того же значения, что в поэзии символизма: музыка в этом стихотворении, скорее, олицетворяет творчество. В этом смысле можно говорить о некоторой аллегоричности этого образа, смещении его значения. Но мотив гибели в творчестве:

И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!

приближает миропонимание этого стихотворения к символистскому.

В этом же сборнике образ-мотив музыкальной стихии снижается, опредмечивается, приобретает игрушечно-декоративные черты:

В красном фраке с галунами,
Надушенный, встал маэстро,
Он рассыпал перед нами
Звуки легкие оркестра.

Звуки мчались и кричали,
Как виденья, как гиганты,
И метались в гулкой зале,
И роняли бриллианты.

<…>

Созидали башни храмам
Голубеющего рая
И ласкали плечи дамам,
Улыбаясь и играя

(«Маэстро»,106).

Строки «И роняли бриллианты», «Созидали башни храмам/Голубеющего рая» характерны для сборника «Путь конквистадоров» и, если бы не контекст стихотворения, их можно было бы отнести к «символистскому жаргону». Однако эти строки сочетаются с образом «надушенного» маэстро, названного так в тексте дважды; с тем, что звуки «К золотым сбегали рыбкам, / Что плескались там, в бассейне…», «И ласкали плечи дамам…» Это сочетание трансформирует образ-мотив музыки, строка «И роняли бриллианты» и подобные ей выглядят как пародируемые, обыгрываемые штампы.

Интересным представляется не только функционирование отдельных знаков, но и смена векторов восприятия окружающего мира лирическим героем.

В стихотворении «Семирамида» из сборника «Жемчуга» сады Семирамиды — аллегория райского сада, романтизированного «идеального» пространства: Там…

Голубые, нежные мхи,
Рабы и танцовщицы, и мудрые маги,
Короли четырех стихий. (92)

Небесное «иное», к которому приближена лирическая героиня («И боги не так горды») будто представляется ей «ясным» и «близким», «таящим восторг вышины», то есть доступным, своим, прирученным.

Но в последней части стихотворения взгляд лирической героини меняется. «Иное», оказывается, таит в себе неизвестное, страшное, оно не допускает близости к себе:

Но каждою ночью так страшно и низко
Наклоняется лик луны.
И в сумрачном ужасе от лунного взгляда,
От цепких лунных сетей,
Мне хочется броситься из этого сада
С высоты семисот локтей.

Образ луны здесь воплощает недоступность и тайну «иного», и это уже не аллегория, а символ.

Снижение и одновременное восприятие «всерьез» категории «иного» стало структурирующим и во многом определяющим началом для акмеистической поэтики Гумилева. Именно из ощущения «ненастоящности» тайны и одновременной острой тоски по «иному» выросли основополагающие принципы его поэзии. Изучение символики Гумилева показывает, что акмеизм как течение, стремившееся «преодолеть символизм», оказывается генетически связан именно с поэзией символизма. Ощущение игрушечности мира, десимволизация, снижение символа в акмеизме в каком-то смысле родственно самопародии, двойственному взгляду на мир, характерному и для символистов (достаточно вспомнить «Чертову куклу» З.Гиппиус, «В небеса запустил ананасом» А.Белого и др.). Таким образом, несмотря на различие эстетических деклараций и историко-литературную конфронтацию, акмеисты были тесно связаны с поэтикой символизма, развивали тенденции, проявившиеся еще в период расцвета и господства символизма.

Список использованной литературы

І

1. Гумилев Н. Неизданное и несобранное. Сост., ред. и коммент. М. Баскер и Ш.Греем. Париж, 1986.

2. Гумилев Н.С. Собрание сочинений. В 3т. М., 2000.

3. Гумилев Н. Собрание сочинений в 4-х томах. Под ред. Проф. Г.П.Струве и Б.А.Филлипова. Вашингтон, 1962 — 1968.

4. Гумилев Н. Стихи. Письма о русской поэзии. М., 1989.

5. Гумилев Н. Чужое небо. Третья книга стихов. СПб., 1912.

6. Гумилев Н.С. Лирика. Минск, 1999.

7. Гумилев Н.С. Неизданное. Париж, 1980.

8. Гумилев Н.С. Неизданные стихи и письма. Ред. Г.П. Струве. Париж, 1980.

9. Гумилев Н.С. Сочинения. В 3 т. М., 1991.

10. Гумилев Н.С. Электронное собрание сочинений // http://www.gumilev.ru/

11. Гумилев Николай. Стихотворения и поэмы. Вступ. Ст. А.И.Павловского. Биогр. Очерк В.В. Карпова. Сост., подгот. Текста и примеч. М.Д.Эльзона («Библиотека поэта», большая серия). Л., 1988.

12. Неизвестные письма Н.Гумилева. Публ. Р.Тименчика//Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1988, т.1.

ІІ

1. А. Белый Символизм как миропонимание. М., 1994.

2. А.Ахматова Н.Гумилев и русская поэзия начала ХХ века. Тверь, 1995.

3. Аверинцев С.С. Поэзия Вячеслава Иванова//Вопросы литературы. 1975. №8. С.145-192.

4. Аверинцев С.С. Символ художественный//Краткая литературная энциклопедия.В9т., Т.6, М., 1971, С.826 —831.

5. Аверинцев С.С. Судьба и весь Осипа Мандельштама // Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т1. Стихотворения. — М., 1990, С. 5 — 64.

6. Айхенвальд Ю.И. Гумилев//Айхенвальд Ю.И. Поэты и поэтессы. М., 1922, С. 31 — 51.

7. Аллен Л. «Заблудившийся трамвай» Гумилева //Аллен Л. Этюды о русской литературе. Л., 1986, С. 215 — 219.

8. Аллен Л. Н.С. Гумилев и русская литература // Гумилевские чтения. Материалы международной конференции филологов-славистов. СПб., 1996, С.108 —111.

9. Аллен Л. У истоков поэтики Н.С.Гумилева. Французская и западноевропейская поэзия // Н. Гумилев Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1994, С. 235.

10. Альфонсов В.Н. Русская поэзия первой половины ХХ века: творческое миропонимание и художественные системы. СПб., 1996.

11. Анненский И. О романтических цветах // Н.С. Гумилев: Pro et contra. Личность и творчество Николая Гумилева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб., 1995, С.347 — 349.

12. Антонов В.Н. Символ и его роль в сознании: Афтореф. дис. … канд. филос. наук. 09.00.01.М., 1980.

13. Арнхейм Р. Символ в искусстве/Искусство и визуальное восприятие. М., 1974, С. 329 — 381.

14. Архангельская Ю.В. О формировании символа в стихах А.Блока //Русская речь, 1990, №6, С. 108 — 112.

15. Ауэр А. Символ//Литературная учеба. 1983, №5, С. 209 — 211.

16. Ахматова А.А. «Самый непрочитанный поэт». Заметки Анны Ахматовой о Николае Гумилеве. Публ К.Н.Суворовой и В.А. Черных//Новый мир, 1990, №5, С.223.

17. Ахматова А.А. Сочинения. В 2х т.М., 1986.

18. Бальмонт К.Д. Поэзия как волшебство//Бальмонт К.Д. Стозвучные песни: Избр. Стихи и проза. Ярославль, 1990, С. 281 — 300.

19. Бальмонт К.Д. Элементарные слова о символической поэзии//Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период. Хрестоматия, Л., 1991, С. 464 — 468.

20. Баран Х. Поэтика русской литературы ХХ века. М., 1993.

21. Баскер М. «Далекое озеро Чад» Николая Гумилева (К эволюции акмеистической поэтики)//Гумилевские чтения. Материалы международной конференции филологов-славистов. СПб., 1996, С.125 — 137.

22. Баскер М. Ранний Гумилев: путь к акмеизму. СПб, 2000.

23. Баскер М. О «Пьяном Дервише» Н.Гумилева//Вестник русского христианского движения. 1991. №162 —163.

24. Бахтин М.М. (Волошинов В.Н.) Марксизм и философия языка//Бахтин М.М. Тетралогия. М.М., 1998, С. 298 — 456.

25. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

26. Бахтин М.М.(Медведев П.Н.) Формальный метод в литературоведении//Бахтин М.М. Тетралогия. М., 1998, С.109 — 297.

27. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

28. Бельская Л.Л. Как «Заблудившийся трамвай» превратился в «трамвай-убийцу»//Русская речь, 1998, №2, С. 20 — 30.

29. Блок А.А. Собрание сочинений. В 6 т. Л., 1981.

30. Богомолов Н.А. Гумилев и оккультизм//De visu/1992/№0

31. Богомолов Н.А. Гумилев и оккультизм: продолжение темы//Новое литературное обозрение. 1997. №26. С.181 — 200

32. Богомолов Н.А. Николай Гумилев//Русская литература рубежа веков (1890-у — начало 1920-х годов). Книга 2. М., 2001, С. 466 — 500.

33. Богомолов Н.А. Русская литература первой трети XX века. Портреты. Проблемы. Разыскания. Томск, 1999.

34. Богомолов Н.А. Русская литература ХХ века и оккультизм. М., 1999.

35. Богомолов Н.А. Читатель книг//Богомолов Н.А. Русская литература первой трети XX века. Портреты. Проблемы. Разыскания. Томск, 1999, С. 52 — 80.

36. Богомолов Н.А. Читая Гумилева//Гумилев Н.С. Избранное. М., 1995.

37. Брюсов В. Собрание сочинений: В 7т., М., 1975.

38. Брюсов В. Среди стихов: 1894 — 1924. Манифесты, статьи, рецензии. М., 1990.

39. Бурчак В.П. Аллегория и ее функции в русской поэзии 1870-х годов. Автореф. дисс. … канд. филол. наук: 10.01.01., — Томск, 1999.

40. Бутырин К.М. Проблема поэтического символа в русском литературоведении (ХІХ — ХХв.) //Исследования по поэтике и стилистике. Л., 1972, С. 252 — 254.

41. Вартазарян С.Р. От знака к образу. Ереван, 1973.

42. Вейдле В. Петербурмгская поэтика//Вопросы литературы, 1990, №7.

43. Верховский Ю.В. Путь поэта//Современная литература. Л., 1925, С. 93 — 143.

44. Виноградов В.В. О поэзии Анны Ахматовой (Стилистические наброски)//Виноградов В.в. Поэтика русской литературы. М., 1976, С. 369 — 458.

45. Винокурова И. Гумилев и Мандельштам: комментарии к диалогу //Вопросы литературы. 1996, №10, С. 94 — 131.

46. Гадамер Г.-Х. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

47. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 1984.

48. Гаспаров М.Л. Поэтика «серебряного века»//Русская поэзия «серебряного века», 1980-1917:Антология. М., 1993, С. 5 — 47.

49. Гегель Г.В. Ф. Символическая форма искусства//Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4х т., Т2., М., 1969, С. 13 — 138.

50. Гей Н.К. Знак и образ//Контекст, 1973, М., 281 — 305.

51. Генералова Н.П. Проблема точности в литературоведении и понятие символического образа//Методологические вопросы науки о литературе: Сборник научных трудов. — Л., 1984, С. 199 — 218.

52. Гете И.В. Избранные философские произведения, М., 1964.

53. Гинзбург Л. Записи 20-30х годов//Новый мир, 1992, №6, С.144 — 160.

54. Гинзбург Л. О лирике. М., 1997.

55. Голан Ариэль. Миф и символ. М., 1994.

56. Гофман В. Язык символистов//Лит. Наследство. Т. 27 — 28., М., 1937, С. 54 — 105

57. Греем Ш. Гумилев и примитив//Н. Гумилев и Русский Парнас. Материалы научной конференции 17 — 19 сентября 1991 г. СПб. 1992, С. 25 — 31.

58. Громов П. Александр Блок, его предшедственники и современники. М. — Л., 1966.

59. Губер А. Структура поэтического символа//Труды Гос. Академиихудожеств. наук. Филос. Отд., в.1, М., 1927.

60. Гумилевские чтения. Материалы международной конференции филологов-славистов. СПб., 1996.

61. Давидсон А. Муза дальних странствий. М., 1993.

62. Давидсон А.Б. Африканская проза русского поэта: [О творчестве Н.С.Гумилева]//Международная жизнь. 1994, №11, С. 89 — 96.

63. Дзуцева Н.В. Проблемы поэтики и эстетики постсимволизма. Иваново, 1999.

64. Долгополов Л. На рубеже веков. Л., 1977.

65. Евгеньев Н. [Тагер Е.], Тагер Е. Модернистские течения в русской литературе и поэзии межреволюционного десятилетия (1908 — 1917)//Русская литература конца XIX — начала XX в. 1908 — 1917.. М., 1976.

66. Ермилов В.В. О поэзии войны//На литературном посту, 1927, №10, С.1 — 4.

67. Ермилова Е.В. Акмеизм//Русская литература рубежа веков (1890-у — начало 1920-х годов). Книга 2. М., 2001, С. 430 — 465.

68. Ермилова Е.В. Поэзия "теургов" и принцип верности вещам//Литературно-эстетические концепции в России конца XIX — начала XX веков. М., 1975, С.187 —206.

69. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989.

70. Жан Мореас Манифест символизма//Зарубежная литература ХХ века. Хрестоматия. Т1 (1871 — 1917), С. 105 — 107.

71. Жизнь Николая Гумилева: воспоминания современников. Л., 1991.

72. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм//Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. М., 1977, С. 157 — 173.

73. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975.

74. Жукова М.Ю., Жуков К.А. Польско-французская тематика в стихотворении Н.С. Гумилева «Заблудившийся трамвай»//Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, История, языкознание, литература, 1994, Вып.3, С. 72 — 80.

75. Зись А.Я. Художественный образ// Вопросы философии, 1964, №1, С. 145 — 175.

76. Зобнин Ю.В. «Заблудившийся трамвай» Н.Гумилева (К проблеме дешифровки идейно-философского содержания текста) // Русская литература, 1993, №4, С. 176 — 192.

77. Зобнин Ю.В. Воля к балладе (Лиро-эпос в акмеистической эстетике Гумилева)//Гумилевские чтения. Материалы международной конференции филологов-славистов. СПб., 1996, С.111 — 119.

78. Зобнин Ю.В. Путь Росси и путь Европы (о стихотворении Н.Гумилева «Франция»)//Проблемы развития русской литературы ХІ — ХХ веков. Тезисы научной конференции. Л., 1990, С. 36 — 37.

79. Зобнин Ю.В. Странник духа (о судьбе и творчестве Н.С.Гумилева)//Н.С. Гумилев: Pro et contra. Личность и творчество Николая Гумилева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб., 1995, С.5 — 54.

80. Зорина Т.С. Рим Н.С.Гумилева//Гумилевские чтения. Материалы международной конференции филологов-славистов. СПб., 1996, С. 157 — 169.

81. Зоткина О.Я. Символ в «онтологии творчества» П.А.Флоренского (К характеристике «религиозного эстетизма»): Афтореф. дис. … канд. филос. наук. 09.00.04., М., 1991.

82. Иванов Вяч. Вс. Звездная вспышка//Гумилев Н.С. Лирика. Минск, 1999, С. 3 — 53

83. Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т.1., М., 1998.

84. Иванов Вяч. Вс. О взаимоотношении символизма, предсимволизма и постсимволизма в русской литературе и культуре к.ХІХ — нач.ХХ в.//Литературный процесс и развитие русской культуры ХVІІІ — ХХ вв. Таллинн, 1985.

85. Иванов Вяч. И. Дионис и прадионисийство. СПб, 1994.

86. История всемирной литературы: В 8т. Т.4. М., 1987.

87. История русской литературы. Библиографический указатель/Под ред. К.Д.Муратовой. СПб., 1993.

88. Кармалова Е.Ю. Неоромантические тенденции в лирике Н.С. Гумилева 1900-1910: Дис. …канд. филол. Наук: 10.01.01., Омск, 1999.

89. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

90. Кириченко Е. Неоклассицизм и акмеизм в русском искусстве начала ХХ века // Вопросы искусствознания, 1994, №2/3.

91. Кихней Л. Акмеизм. Миропоинимание и поэтика Л., 2001.

92. Кихней Л.Г. Философско-эстетические принципы акмеизма и художественная практика Осипа Мандельштама. М., 1997.

93. Клинг О.А. Влияние символизма на постсимволистскую поэзию в России 1910-х гг. (проблемы поэтики): Дис. … д-ра филол. наук.: 10.01.01.. М., 1996.

94. Клинг О.А. Стилевое становление акмеизма: Гумилев и символизм //Вопросы литературы, 1995, №5, С. 101-125.

95. Кожевникова М.А. Словоупотребление в русской поэзии начала ХХ века. М., 1986.

96. Колосова С.Н. Николай Гумилев: Прозаик и поэт: Дис. … канд. филол наук. 10.01.01., М. 1998.

97. Корецкая И.В. Над страницами русской поэзии и прозы начала века. М., 1995.

98. Кошелев В.А. Гумилев и «северянщина». Две «маски»//Русская литература, 1993, №1, С. 165 — 170.

99. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. Т. 1-8. М., 1962 — 1975.

100. Крейд В. Гумилев. Библиография. Orange (Conn) Antiquary Cop. 1998.

101. Кривченко Э.Я. Система символов в ранней поэзии А.Белого: Дис. … канд. филол наук: 10.02.01., М. 1994.

102. Кроль Ю.И. Об одном необычном маршруте: («Заблудившийся трамвай Гумилева)//Русская литература, 1993, №1, С.208 — 217.

103. Крохина Н.П. Миф и символ в романтической традиции (В русской поэзии и эстетике начала ХХ века): Афтореф. дис. … канд. филос. наук. 10.01.08., М., 1990.

104. Куприяновский П. Александр Блок и поэты-акмеисты//Куприяновский П. Сквозь время. Ярославль, 1972.

105. Курганов Е. Анекдот — Символ — Миф. Этюды по теории литературы. СПб., 2002.

106. Лавров А.В. Мифотворчество «Аргонавтов» //Миф. — Фольклор. — Литература. Л., 1978, С. 137 — 170.

107. Лапинская И.П. Первый сонет Николая Гумилева//Русская речь, 1997, №6, С.21-26

108. Ларин Б.А. О лирике как разновидности художественной речи (семантические этюды)//Русская речь, 1927.

109. Ларин Б.А. Эстетика слова и языка писателя. М. 1974.

110. Левин Ю.И., Сегал. Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма//Russian Literature. 1974. №7/8.

111. Лекманов О.А. Книга об акмеизме и другие работы. Томск, 2000.

112. Лекманов О.А. Николай Гумилев и акмеистическая ирония//Русская речь, 1997, №2.

113. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX — начала XX веков. М., 1975.

114. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

115. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

116. Лихачев Д.С. Поэтика литературных средств//Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы. — С-Пб., 2001, С.146 — 285

117. Лосев А. Ф. Шестакович В.П. История эстетических категорий, М., 1965.

118. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.

119. Лосев А.Ф. Проблема символа в связи с близкими к нему литературоведческими категориями//Изв. АН СССР ОЛЯ Т.29, 1970, в5.

120. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.

121. Лосев А.Ф. Символ//Философская энциклопедия. Т5, М., 1970, С.10 — 11.

122. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М. 1995.

123. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.

124. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — Текст — Семиосфера — История. М., 1994.

125. Лотман Ю.М. Между эмблемой и символом//Лотмановский сборник. Т2. М., 1997, С. 416-423.

126. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996.

127. Лотман Ю.М. Стихотворения раннего пастернака. Некоторые вопросы структурного изучения текста // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996, С.688 — 717.

128. Лотман Ю.М., Минц З.Г. Статьи о русской и советской поэзии. Таллинн, 1989.

129. Лукницкая В. Николай Гумилев. Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. Л., 1990.

130. Лущик Н.В. Эволюция лирического мира Н.Гумилева, 1914 — 1921 гг.: Дис. … канд. филол. наук: 10.01.01., 1994.

131. Маковский С. Николай Гумилев (1886 — 1921)//Маковский С. На Парнасе Серебряного века. М., 2000, С. 292 — 232.

132. Максимов Д.Е. Брюсов. Поэзия и позиция. Л., 1969.

133. Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал.Блока. Л., 1975.

134. Максимов Д.Е. Русские поэты начала века. Л., 1986.

135. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М., 1999.

136. Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. М., 1990.

137. Марков В.Ф. История русского футуризма. СПб., 2000.

138. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., 1994.

139. Мелешко Т. А. Художественная концепция игры в поэзии Н.Гумилева: «Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо», «Колчан»: Дис. … канд. филол наук. 10.01.01., Вологда, 1998.

140. Мережковский Д. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы//Мережковский Д. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995, С. 522 — 549.

141. Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. СПб., 1999.

142. Минц З.Г. Символ у Александра Блока//Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. СПб., 1999, С.334-361.

143. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2т., Т2, М., 1992, С. 55.

144. Михайлова А.А. Символ. Аллегория. Образ.//О художественной условности. М., 1970, С.191-236.

145. Михайлова О.В. Миф и символ в творчестве А.Блока: (Обзор)//Социологические и гуманитарные науки: отечественная и зарубежная литература. Сер. 7. Литературоведение. 1998, №4, С. 109 — 119.

146. Михайловский Б.В. Русская литература 20 в., М., 1939, С. 220 — 314.

147. Мусатов В.В. К истории одного спора (Вячеслав Иванов и Иннокентий Анненский)//Творчество писателя и литературный процесс: Нравственно-философская проблематика в русской литературе ХХ века. Межвузовский сборник научных трудов. Иваново, 1991, С. 26 — 38.

148. Мусатов В.В. Лирика Осипа Мандельштама. Киев, 2000.

149. Мусатов В.В. Лирика Осипа Мандельштама. Киев, 2000.

150. Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века. М., 1991.

151. Н. Гумилев и Русский Парнас. Материалы научной конференции 17 — 19 сентября 1991 г. СПб. 1992.

152. Н. Гумилев Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1994, С. 3 — 30.

153. Н.С. Гумилев: Pro et contra. Личность и творчество Николая Гумилева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб., 1995.

154. Николаев А.И. Ситуация «конца игры» и некоторые парадоксы поэзии и позиции Осипа Мандельштама //Филологические штудии. Сборник научных трудов. В. 5. Иваново, 2001, С.121 —127.

155. Николай Гумилев в воспоминаниях современников. М., 1989.

156. О Гумилеве: Из дневников Павла Лукницкого //Литературное обозрение .1989. №6.

157. Орлов В.Н. Избранные работы: В 2х Т., Л., 1982.

158. Орлова Н.А. Философско-категориальные основания концепций символа: Афтореф. дис. … канд. филос. наук. 09.00.01., М., 2000.

159. Оцуп Н. Николай Гумилев. Жизнь и творчество. СПб., 1995.

160. Павловский А. Николай Гумилев//Вопросы литературы. 1986. №10. С. 94 — 131.

161. Пайман А. История русского символизма. М., 1998

162. Панкеев И.А. Посредине странствия земного//Гумилев Н. Избранное. М., 1990, С. 3- 31.

163. Панкратова О.В. Эволюция образов-символов в поэтическом наследии Н.Н.Гумилева: Дис. … канд. филол. наук: 10.01.01., М., 1997.

164. Петров И. Поэтика «адамизма» (Лирика М.Зенкевича и В.Нарбута)//Русская литература ХХ века: направления и течения. Вып. 4, Екатеринбург, 1998.

165. Петров И.В. Акмеизм как художественная система. К постановке проблемы: Дис. … канд. филол наук. 10.01.01., Екатеринбург, 1998.

166. Петров И.В. Проблема акмеизма в журнале “Russian literature” (Amsterdam)//Русская литература ХХ века. Вып. 2. Екатеринбург, 1995.

167. Платон Собр. соч.: В 3т. М., 1972.

168. Подберезкина П.Е. Анна Ахматова и Николай Гумилев. К вопросу о гумилевских аллюзиях в творчестве Ахматовой//Ахматовские чтения:А.Ахматова, Н.Гумилев и русская поэзия начала ХХ века. Тверь, 1995, С.68 — 75.

169. Постсимволизм как явление культуры. М.. 1995.

170. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. М., 2000.

171. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М., 1990.

172. Поэтические течения в русской литературе конца ХІХ — начала ХХ века: литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия, М., 1988.

173. Раскина Е.Ю. Пространство России в поэтической географии Н.С.Гумилева//Русская литература, 2001, №2, С. 34 — 41.

174. Русская литература рубежа веков (1890-у — начало 1920-х годов). Книга 2. М., 2001.

175. Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период. Хрестоматия, Л., 1991, С. 368 — 369.

176. Русская поэзия «серебряного века», 1980-1917:Антология. М., 1993.

177. Свасьян К.А. Проблема символа в современной философии. Ереван, 1980.

178. Северянин И. Гармония контрастов. Стихотворения. М., 1995, С. 8 — 9.

179. Сегал Д. Русская семантическая поэтика двадцать лет спустя//Russian Studies. 1996. Т.II. №1

180. Секст Эмпирик Против Ученых, VІІІ, 11-12//Секст Эмпирик Сочинения. Вступ. ст. и пер. А.Ф.Лосева, т. 1., 1975.

181. Сергеева Е., Мазурова Е. Полифония языков и культур как средство текстообразования в стихотворении Н.Гумилева «Сада-Якко»//Вестник Московского университета. Сер.9, Филология, 2000, №2, С. 106 — 114.

182. Сергеева Е.В. Метафора и метафора-символ в поэтических циклах А.Блока: Афтореф. дис. … канд. филол. наук. 09.02.0., Л., 1990.

183. Символ в системе культуры: [сб.ст. / Ред. Ю.М.Лотман]. — Тарту, 1987.

184. Скатов Н.Н. О Николае Гумилеве и его поэзии //Литературная учеба., 1988, №4, С. 177 — 181.

185. Сливкин Е. Конечная остановка машины смерти: Возможный историко-литературный подтекст стихотворения Н. Гумилева «Заблудившийся трамвай» — опыт логического прочтения//Литературное обозрение, 1994, №4, С. 51 — 59.

186. Слободнюк С.Л. Элементы восточной духовности в поэзии Н.С.Гумилева//Н. Гумилев Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1994, С. 164 — 186.

187. Смагина О. А. Поэтический мир Николая Гумилева: «Огненный столп»: Дис. … канд. филол наук. 10.01.01., Смоленск, 2000.

188. Смелова М.В. Онтологические проблемы в творчестве Николая Степановича Гумилева. Дис. … канд. филол наук. 10.01.01., Тверь, 1998.

189. Смирнов И. Смысл как таковой. СПб., 2001.

190. Созина Е.К. Теория символа и практика художественного анализа: Учебное пособие по спецкурсу. Екатеринбург, 1998.

191. Соколова Н.К. Слово в русской лирике нач. ХХ века. Воронеж, 1980.

192. Соловьев Вл. Собрание сочинений, Т.6., СПб, 1912.

193. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М., 1977, С. 101.

194. Спиваковский П. «Индия духа» и «Машенька» («Заблудившийся трамвай» Н.С. Гумилева как символистско-акмеистическое видение)//Вопросы литературы, 1997, №5, С. 39 — 54.

195. Стояновский М.Ю. Символ в у Вяч. Иванова. Традиция и специфика: Дис. … канд. филол наук. 10.01.01., М., 1996.

196. Струве Г.П. Творческий путь Гумилева//Н.С. Гумилев: Pro et contra. Личность и творчество Николая Гумилева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб., 1995, С. 554 — 580.

197. Сычева С.Г. Проблема символа в философии. Томск, 2000.

198. Тагер Е.Б. Мотивы «возмездия» и «страшного мира» в лирике Блока//Александр Блок. Новые материалы и исследования. І. С. 85 — 97.

199. Тагер Е.Б. У истоков ХХ века//Тагер Е.Б. Избранные работы о литературе. М., 1987.

200. Тименчик Р.Д. Заметки об акмеизме//Russian literature. 1974. V. 7/8. Р. 32 — 43.

201. Тименчик Р.Д. Заметки об акмеизме. II//Russian literature. 1977. V. 5 №3. Р. 281 — 300.

202. Тименчик Р.Д. И.Анненский и Николай Гумилев //Вопросы литературы, 1987, №2, С. 271 — 278.

203. Тименчик Р.Д. Текст в тексте у акмеистов//Труды по знаковым системам. Вып. ХІV (567). Тарту, 1981.

204. Тименчик Р.Д.Николай Гумилев и Восток//Памир. 1987. №3, С. 123 — 136.

205. Тимофеев Л.И. Слово в стихе. М., 1982.

206. Тодоров Ц. Теории символа. М., 1998.

207. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 2002.

208. Тынянов Ю. Проблемы стихотворного языка. М. 1965.

209. Тяпков С.Н. Творчество К.Бальмонта в свете принципа дополнительности Нильса Бора (К постановке вопроса)//К.Бальмонт, М.Цветаева и художественные искания ХХ века. Иваново, 1999.

210. Фатющенко В.И. Поэтический символ у Александра Блока. Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология, 1980, №6, С. 18 — 24.

211. Хайдеггер М. Истоки художественного творения //Зарубежная эстетика и теория литературы ХІХ — ХХ в. Мгу, 1987, С. 264 — 312.

212. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб., 1999.

213. Хейзинга Й. Homo ludens . В тени завтрашнего дня. М., 1992.

214. Ходасевич Вл. Колеблемый треножник. Избранное. М., 1991.

215. Черненькова О.Б. Предметная детализация в поэзии Н.С.Гумилева//Вестнник Московского университета, 2001, №1, С. 106 — 112.

216. Чудинова Е.П. К вопросу об ориентализме Николая Гумилева//Научные доклады высшей школы. Филологические науки, 1998, №4, С.9 — 15.

217. Шелковников А. Ю. Критика в художественной системе Н.С.Гумилева. Дис. … канд. филол наук. 10.01.01., Барнаул, 1999.

218. Шеллинг Ф.В.И. Сочинения. В 2т. : Т2, М., 1989.

219. Эльзон М.Д. О герое стихотворения «В час вечерний, в час заката…»//Русская литература, 2000, №4, С. 150 — 153.

220. Энциклопедия символизма: живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка. Кассу Ж., Брюнель П., Клодон Ф. и др.; Научн ред. И авт. Послесл. В.М.Толмачев. М., 1999.

221. Юнг К.Г. К вопросу о подсознании//Юнг К.Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. М., 1997. С 13 — 102.

222. Юркина Л.А. Символ и его художественные функции (на материале русской литературы рубежа ХІХ — ХХ веков): Афтореф. дис. … канд. филол. наук. 10.01.08., М., 1989.

223. Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987.

ІІІ

224.Eshelman R. “Dusha i Telo” as a Paradigm of Gumilev’s Mstical Poetry//Nikolai Gumilev. 1886 — 1986. Papers from the Gumilev Centenary Symposium.Bercley, 1987, Pp. 102 — 132.

225.Masing-delic I. The time-Spase Structure and Allusion Pattern in Gumilev’s “Zabludivshiisa Tramvai”//Essays in Poetic, 1982, vol.7, pp. 62 — 83.

226.Nikolai Gumilev. 1886 — 1986. Papers from the Gumilev Centenary Symposium.Bercley, 1987/

227.Rusinco E. Lost in Spase and Time: Gumilev’s “Zabludivshiisa Tramvai”//Slavic and East Europian Jornal. 1982, vol. 26, pp. 383 — 402.

228.Tacker Janet G/Innokentij Annenskij and the acmeist doctrine. Columbus (Ohio) Slavica publ. 1986.

Содержание: