Возвращение Слова

  • Дата:
Материалы по теме:

О Гумилёве…
теги: рецензии, театр

19 июня 2019 года Олег Погудин показал в санкт-петербургском Большом Концертном Зале «Октябрьский» новую версию спектакля – «Серебряный век. Вариации. Петербург», в котором к поэзии Блока, Гумилева, Цветаевой добавился голос Георгия Иванова.

История распорядилась так, что самый плодотворный и яркий период в истории отечественной культуры оказался одновременно и самым трагическим. О Серебряном веке написаны тома книг у нас и за рубежом, но до сих пор нет ответов на заданные им вопросы и не разгадана тайна его трагического очарования.

В нашу официальную культуру этот период возвращался дозированно и непросто. Он как бы был, и его как бы не было. Но даже на этом фоне самая сложная судьба оказалась у поэзии Гумилева.

Например, в "Алмазном моем венце", где описывались практически все знаковые фигуры того времени, а автор был настолько смел, что назвал Алексея Толстого "некто, скупавший по дешевке дворцовую мебель", Гумилев и Ахматова не упоминались вообще.

"Заговорщик", "белогвардеец", "милитарист", "имперец", человек, открыто крестившийся на церковные купола в революционном Петербурге, сноб, актер. Герой Первой Мировой. Большой русский поэт. И поэт убитый — в буквальном смысле этого слова.



Народный артист России Олег Погудин назвал свою юбилейный концерт-спектакль, показанный 22 декабря в ГКД, "Серебряный век" —ожидаемо и неожиданно. Выйдя за рамки привычных слушателям соло-концертов, он выступил в этот раз не только как актер и певец, но и сценарист и продюсер уникального сценического действа, которое трудно поместить в жанровые рамки.И сделал смысловым стержнем сценария поэзию Николая Гумилева...

Зачем они ко мне собрались, думы <>
<> Зачем жестокой требовали мести?<>
За то, что я спокойными очами
Смотрел на уплывающих к победам,
За то, что я горячими губами
Касался губ, которым грех неведом,
За то, что эти руки, эти пальцы
Не знали плуга, были слишком тонки,
За то, что песни, вечные скитальцы,
Томили только, горестны и звонки <>

Именно эти стихи Гумилева вошли в поэтический пролог, открывающий программу Погудина.

После этого прозвучало не одно гумилевское стихотворение: и «…на мотивы Грига», и «Жираф», и «Я вежлив с жизнью современною…»

Надо сказать, что работая с литературным материалом, Олег Погудин и другой участник спектакля — Владимир Кошевой блестяще разыграли одну из главных тем Серебряного века — тему двойника, зеркал и отражений.

При этом Владимиру Кошевому , актеру с идеальным для этого спектакля послужным списком ( Раскольников, Гумилев,Феликс Юсупов, Велемир Хлебников), достается, так сказать, светская ипостась лирического героя спектакля, того, кто "вежлив с жизнью современною", ну а Погудину — демонстрация того, из чего растут стихи, не ведая стыда.

Вообще в этой программе было много находок: арфа Александра Болдачева, заставившая по-новому услышать такую классику, как "Я помню чудное мгновенье" и "Я встретил Вас" , чудесные филигранная работа музыкантов оркестра Олега Погудина, музыкально-поэтические диалоги Олега Вайнштейна и Владимира Кошевого.

И всё это работало на одну сверхзадачу - на демонстрацию главной художественной идеи Серебряного века - идеи и веры в то, что наше спасение, наше обретение себя - в верности культуре, что мы владеем огромными богатствами, которые у нас нельзя отнять.

С декабря 2018 по июнь 2019 года «Серебряный век» Олега Погудина увидели жители более чем 20 российских городов. И можно быть практически уверенными, что многие из них столкнулись с поэзией Гумилева впервые.

И оказалось, что людям и сейчас нужны хорошие стихи, что они испытывают потребность в том языке, в том слове, которое звучало со сцены.

И причины этого понятны.

Как не крути, мы — страна филологическая, и верим в то, что Солнце останавливали словом, / Словом разрушали города.

19 июня 2019 года Олег Погудин показал в санкт-петербургском Большом Концертном Зале «Октябрьский» новую версию спектакля – «Серебряный век. Вариации. Петербург», в котором к поэзии Блока, Гумилева, Цветаевой добавился голос Георгия Иванова.

Можно сказать, что Иванова поэтом сделали смерть Блока и гибель Гумилева.

Этим закончился Серебряный век.

Но не закончилась великая литература.

Летом 1921 года по Николаю Гумилёву отслужили панихиду в Казанском соборе. Точнее, перед Казанским собором, так как служба шла без тела покойного. Народу собралось много. Георгий Иванов, Лозинский, Оцуп, Юркун, Любовь Дмитриевна Блок. Отдельно от всех у стены стояла Ахматова.

Спустя десять лет в 1931 году в Париже выйдет сборник «Розы», ставший поэтическим приношением Иванова и своему учителю, и Санкт-Петербургу, и одновременно отправной точкой и для создания целого направления «Парижской ноты» и для дальнейшего движения вперед нашей поэзии.

И совершенно естественно, что Олег Погудин, как необыкновенно чуткий к языку мастер, не мог говоря о Петербурге обойти поэзию Иванова.

Как не мог обойти и стихи Николая Агнивцева с его сборником «Блистательный Санкт-Петербург».

И вновь оказалось, что прорывает громаду лет и является к людям весомо, грубо, зримо, не поэзия агитаторов, горланов и главарей, а другое — честное и так нужное нам сейчас слово.

Когда Погудин вышел на эстраду, про него писали, что он возродил жанр романса, в котором жило и тосковало простое, даже незатейливое,но свободное русское слово.

В котором для самого простого человека находилось своё Я вместо обезличенного МЫ.

Теперь можно сказать, что всё сценическое делание Олега Погудина это неустанное возвращение СЛОВА.

Представляет ли он сольные программы песен Вертинского или Окуджавы, или большие многосоставные спектакли, подобные «Серебряному веку» ( в котором кроме него и уже упомянутого Владимира Кошевого во время гастролей участвовали самые разные вокалистки, а в Санкт-Петербурге вышли на сцену звёзды — Екатерина Гусева, Манана Гогитидзе. Олеся Петрова и Оксана Шилова), он всегда выходит на сцену как поэт.

И возвращает нам наши слова и наш родной язык — великое русское слово.

Материалы по теме:

О Гумилёве…