Поэтика новелл Н. С. Гумилёва 1907–1909 годов

От автора

Николай Степанович Гумилёв – ярчайший представитель «серебряного века» русской литературы, автор оригинальных стихов, драматических произведений, критических статей и прозы. Его богатое творческое наследие, в силу известных причин более семи десятилетий находившееся под строжайшим запретом, в последнее время вызывает огромнейший интерес со стороны широкого круга читателей и литературоведов. Однако изучение творчества Гумилёва отличается некоторой «однобокостью»: преимущественное внимание уделяется его поэтическому и литературно-критическому наследию, а его проза и драматургия, традиционно считающиеся «второстепенными», вторичными по отношению к поэзии, до сих пор не вызывают особого интереса. В сферу внимания литературоведов, прежде всего, попали сборники стихов Гумилёва «Романтические цветы» (1908), «Жемчуга» (1910), «Чужое небо» (1912), «Костер» (1915), «Колчан (1916), «Шатер» (1918), «Огненный столп» (1921), а также его теоретические и литературно-критические работы – «Жизнь стиха» (1909), «Наследие символизма и акмеизм» (1913), «Анатомия стихотворения» (1916), «Читатель» (1918) и другие. Недавно объектом исследования стала его драматургия. Отмечается и незначительный интерес исследователей к прозе Гумилёва.

Между тем, уже первые попытки изучения его новеллистики 1907 – 1909 годов позволяют предполагать, что она является важным звеном в процессе становления художественного мира основоположника акмеизма и аккумулирует в себе важнейшие тематические «узлы», дающие возможность для более глубокой интерпретации многих произведений и для понимания его творчества в целом. Поэтому эта часть литературного наследия Гумилёва заслуживает всестороннего анализа и осмысления, что и обусловливает актуальность ее изучения.

Содержание: