О Гумилёве… / Стихи

  • Сюрреалистическое пространство баллады Николая Гумилёва «У цыган»

    Елена Куликова
    “Анализируется сюрреалистическое пространство баллады Н. Гумилёва «У цыган», выделяются такие черты его баллад, как фрагментарность повествования; совмещение ирреальных миров, один из которых просвечивает сквозь другой; двоящиеся персонажи (в некоторых случаях человекозвери); драматический финал. Двойственность лирики Н. Гумилёва – сочетание «классической ясности» и сюрреалистического «безумия» – происходит из его любви к французской поэзии во всех ее обертонах: и поэтов гармонии Ш. Леконта де Лиля и Т. Готье, и «темного», путаного и сложного А. Рембо, поэта «сумасшедших», порой диссонирующих образов. «У цыган» можно увидеть как балладу, поскольку сюжет текста включает в себя свойственные Гумилёву балладные мотивы.„
  • Неизвестные экспромты Гумилёва

    Роман Тименчик
    “Заслуги Гумилёва в выработке чеканных форм стиха, строгой и продуманной композиции строфы и целого стихотворения известны каждому, кто знаком с историей русской поэзии.„
  • «Сон Адама» Николая Гумилёва: из комментария

    Олег Лекманов
    “В апреле 1910 года, в московском символистском издательстве «Скорпион» вышла книга Николая Гумилёва «Жемчуга. Стихи». В этой книге поэмой «Сон Адама» завершался первый раздел – «Жемчуг черный».„
  • Живопись, мемуары и газетная статья как источник

    Олег Лекманов
    “комментаторские заметки„
  • Неизвестный автограф Н. С. Гумилёва: об одном неосуществлённом замысле

    Вера Филичева
    “О раннем периоде творчества Н. С. Гумилёва известно очень мало. Немного сохранилось черновиков, записных книжек и других рукописных материалов. Нередко упомянутые в письмах Гумилёва стихи, сборники не дошли до нас даже в форме черновиков. Затруднена датировка стихов, и многие из них обозначены «по времени цензурного разрешения».„
  • Стихотворение Николая Гумилёва «Андрей Рублев» как исследовательская проблема

    Олег Лекманов
    “Это стихотворение в течение долгого времени не привлекало специального внимания филологов, а лишь мимоходом упоминалось в их работах о творчестве Гумилёва.„
  • От романтизма и символизма к акмеизму: эволюция героя-путешественника в поэзии Н. С. Гумилёва

    Игорь Головченко
    “В статье рассматриваются вопросы становления от романтизма и символизма к акмеизму философско-эстетического мышления поэта Серебряного века Н. С. Гумилёва.„
  • Капитаны

    Иван Савич
    “Быстрокрылых ведут капитаны Открыватели новых земель Гумилёв Эти строки Гумилёва, на первый взгляд — лишь несвоевременный отзвук давно минувших, иных по напряжению, эпох.„
  • Образ маятника в поэзии Н. С. Гумилёва

    Рано Сафиулина
    “В статье рассматривается философско-художественная рецепция образа маятника в творчестве Н. С. Гумилёва. В связи с этим исследуются поэтические и теоретические произведения автора, посвященные проблеме времени. Выявляются тесные переклички поэзии Гумилёва с философией А. Бергсона. Впервые определяется значение образа маятника в моделировании поэтического мира Н. С. Гумилёва и осмыслении поэтом проблемы человека как Homo faber. Подробно анализируется научное, философское и художественное происхождение образа маятника, семантическая эволюция этого образа в мифопоэтической трактовке человека. Делается вывод о том, что отклонения маятника стали причиной эволюционного начала в человеке, но одновременно – грозным предупреждением о конечности человека.„
  • Поэты Серебряного века и Фра Анджелико: лингвоинтермедиальный аспект

    Ирина Суханова
    “В статье анализируются с точки зрения интермедиальных связей стихотворения четырех поэтов Серебряного века- А. Блока, К. Бальмонта, Н. Гумилёва и С. Городецкого, посвященные творчеству итальянского художника Раннего Возрождения Фра Анджелико. Согласно типологии интермедиальных связей, предлагаемой автором статьи, в стихотворениях присутствуют как интермедиальные отсылки, так и собственно интермедиальные связи парциального и миметического типа. Минимум связей оказывается в стихотворении Блока; Бальмонт и Гумилёв склонны к моделированию «мира по Фра Анджелико»; обращение же к конкретному элементу конкретной картины встречается только в стихотворении Городецкого. Содержащиеся в текстах стихотворений (кроме стихотворения Блока) оценки творчества художника различаются до прямой противоположности, а следовательно, не вытекают из изображения и потому не могут рассматриваться как интермедиальные связи.„

1 2 3 4 5 6 7 > >>