• Поэт-рыцарь

    Юрий Никольский
    “Блок умер от цинги, в сущности от голода, в сущности от большевиков. Гумилёв расстрелян большевиками. Я не знал его политических убеждений — но я не удивился: Гумилёв был рожден героем и мужчиной.„
  • «Заметки к Гондле» Н. Гумилёва

    Вероника Зусева-Озкан
    “Публикация заметок Н. С. Гумилёва к его драматической поэме «Гондла» позволяет исследователям творчества писателя значительно уточнить господствующие представления об этой пьесе и ее заглавном герое. Речь идет о ее источниках, образах, конфликте, сюжете и мотивах, принципах постановки на сцене. Сопоставление замысла поэта, каким он предстает согласно заметкам, и завершенного произведения выявляет существенный зазор между ними (а порой и прямые противоречия) и дает материал для любопытных умозаключений. Заметки эти также являются одним из свидетельств участия Гумилёва в проекте «исторических картин» издательства «Всемирная литература».„
  • Музей семьи трех гениев

    Сергей Павлов
    “Поэтическое возрождение Бежецкой земли начинается с Николая Гумилёва.„
  • Гумилёвские подтексты в поэмах А. Ахматовой

    Светлана Бурдина
    “Каждая из рассмотренных в статье поэм Ахматовой: «У самого моря», «Путем всея земли», «Реквием» — являет собой уникальный пример развертывания некоей культурной парадигмы, где чужое слово регулирует и провоцирует многие семантические процессы. Реконструируя диалог двух знаковых фигур эпохи, автор статьи систематизирует рецептивно представленный в поэмах Ахматовой гумилёвский «пласт». Выявляются новые гумилёвские подтексты, не учтенные исследователями ранее. Высказывается предположение о том, что первая попытка Ахматовой творчески переосмыслить гумилёвский текст связана с ее ранней поэмой «У самого моря» (1914), одним из литературных источников которой стало стихотворение Гумилёва «Корабль» (1907).„
  • Образ маятника в поэзии Н. С. Гумилёва

    Рано Сафиулина
    “В статье рассматривается философско-художественная рецепция образа маятника в творчестве Н. С. Гумилёва. В связи с этим исследуются поэтические и теоретические произведения автора, посвященные проблеме времени. Выявляются тесные переклички поэзии Гумилёва с философией А. Бергсона. Впервые определяется значение образа маятника в моделировании поэтического мира Н. С. Гумилёва и осмыслении поэтом проблемы человека как Homo faber. Подробно анализируется научное, философское и художественное происхождение образа маятника, семантическая эволюция этого образа в мифопоэтической трактовке человека. Делается вывод о том, что отклонения маятника стали причиной эволюционного начала в человеке, но одновременно – грозным предупреждением о конечности человека.„
  • Традиции Н. С. Гумилёва в стихотворениях о войне «Серапионовых братьев» и Риммы Катаевой

    Ольга Верник
    “Многие русские поэты ХХ столетия испытывали на себе влияние личности и творчества Н. С. Гумилёва, им оказались близки и мировоззрение поэта, и его взгляд на природу литературного творчества, и художественный мир произведений. Сегодня во всем мире у поэта-акмеиста множество последователей и учеников. Обращение к изучению гумилёвских традиций в стихотворениях о войне литературной группы 1920-х годов «Серапионовы братья» и современного автора Риммы Катаевой позволит увидеть непрерывность творческого влияния Н. С. Гумилёва.„
  • Поэты Серебряного века и Фра Анджелико: лингвоинтермедиальный аспект

    Ирина Суханова
    “В статье анализируются с точки зрения интермедиальных связей стихотворения четырех поэтов Серебряного века- А. Блока, К. Бальмонта, Н. Гумилёва и С. Городецкого, посвященные творчеству итальянского художника Раннего Возрождения Фра Анджелико. Согласно типологии интермедиальных связей, предлагаемой автором статьи, в стихотворениях присутствуют как интермедиальные отсылки, так и собственно интермедиальные связи парциального и миметического типа. Минимум связей оказывается в стихотворении Блока; Бальмонт и Гумилёв склонны к моделированию «мира по Фра Анджелико»; обращение же к конкретному элементу конкретной картины встречается только в стихотворении Городецкого. Содержащиеся в текстах стихотворений (кроме стихотворения Блока) оценки творчества художника различаются до прямой противоположности, а следовательно, не вытекают из изображения и потому не могут рассматриваться как интермедиальные связи.„
  • Поэтика Гумилёва

    Константин Мочульский
    “Оценка поэтического творчества Н. С. Гумилёва сложилась окончательно. Мы знаем, какими путями шел этот строги" мастер в своем непреклонном стремлении к совершенству. Последние стихи его "Огненный столп" — вершина; конквистадор уже видел перед собой страны, не завоеванные поэзией. Ему не было суждено войти в них.„
  • О Гумилёве

    Юрий Терапиано
    “Личность Гумилёва, его встречи с тем или с другим из петербургских поэтов, до сих пор служат предметом «литературы воспоминаний» — порой интересных, порой — ненужных.„
  • О поэзии и поэтах

    Николай Оцуп
    “Есть периодические явления в истории, приливы и отливы воинственных, например, настроений, приближение и наступление катастроф.„

<< < 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 > >>