подразделы:
-
Еще раз о стихотворении Николая Гумилёва «Заблудившийся трамвай»
Денис Яцутко“В наследии Николая Гyмилёва одно из наиболее любимых интеpпpетатоpами стихотвоpений — «Заблyдившийся тpамвай». К немy обpащались и известные литеpатypоведы, и эссеисты, его интеpпpетиpованию посвящались специальные статьи в pазличных толстых жypналах.„
-
Одноактная пьеса в стихах «Дон Жуан в Египте» в составе поэтического сборника Николая Гумилёва «Чужое небо»
Т. А. Мелешко“«Дон Жуан в Египте» — первое драматическое произведение Гумилёва, если не считать не дошедшей до нас пьесы «Шут короля Батиньоля», законченной в Париже в конце 1906 года. «Дон Жуан в Египте» был прочитан в ноябре 1911 года в Царском Селе у Гумилёвых на заседании Кружка Случевского, в апреле 1911 года пьеса была опубликована в сборнике стихотворений «Чужое небо», а в марте 1913 года состоялась ее премьера в Троицком театре.„
-
Николай Гумилёв — учитель поэзии
Юрий Зобнин“(по материалам архива П. Н. Лукницкого в ИРЛИ)„
-
Ахматова или Гумилёв?
Вадим Черных“(Кто автор рецензии «О стихах Н. Львовой»?)„
-
Об ориентализме Николая Гумилёва
Елена Чудинова“Ориентализм как одно из направлений художественного поиска представлен в творчестве Николая Гумилёва второй половины 1910-х годов, периода его поэтической зрелости.„
-
Загадка «Замиу». Николай Гумилёв и Графиня Кэтлин
Григорий Кружков“Крокодил, пальма и солнце Когда говорят, что акмеизм есть «тоска по мировой культуре», это не совсем справедливо — по отношению к символизму. По сути, весь русский поэтический Ренессанс, начиная с 1890-х годов, был повернут лицом к Западу (и к Востоку — в той степени, в какой Запад интересовался Востоком). Хотя я бы не назвал эту развернутость тоской; есть другие слова, например — тяга и захват, азарт и соревнование. Гумилёв, как поэт всемирной отзывчивости, был в этом равно похож и на своего учителя Брюсова, и на своего друга Мандельштама. Соревновательность у него все-таки шла от Брюсова. Достаточно вспомнить, как много он успел перевести из мировой поэзии — от аккадского эпоса «Гильгамеш» до французских и скандинавских народных песен, от «Поэмы о старом моряке» Кольриджа до «Эмалей и камей» Теофиля Готье.„
-
Китайский цикл Николая Гумилёва
Ирина Трегубова“«Сердце билось как загнанный зверь, И хотелось неведомых далей…»„
-
«Где херувим, свое мне давший имя?»
Ирина Репина“Даже могила Елизаветы Ивановны Дмитриевой (Васильевой) утеряна безвозвратно ЕСЛИ ОНА так красива, то почему себя не показывает? Это все слишком похоже на мистификацию! — охлаждали редактора литературно-художественного журнала «Аполлон» Сергея Маковского, единственного, кто мог слышать пленительный голос, читать тонкие и умные письма, всегда переложенные засушенными цветами и травками.„
-
«Эльдорадо» Эдгара По и «Жемчуга» Николая Гумилёва
Александра Архипова“I. Особенности восприятия Эдгара По в России и странность одного перевода. Эльдорадо и четыре стихотворения Гумилёва. По был исключительно привлекательной фигурой для деятелей декадентской эпохи. Бодлер, открывший По Европе, говорил о «мрачном гении»; о «демонизме» По упоминают Брюсов и Блок.[1] Образ этот был отчасти подготовлен им самим в «меморандуме» для биографов, но основная заслуга принадлежит его душеприказчику Грисуолду, нарисовавшему аморальный облик пьющего поэта, в открытую демонстрирующего свои пороки. Реальная жизнь По подверглась мифологизации.„
-
От «Романтических цветов» до «Огненного столпа»
Виктор Сонькин“Высокая палатка Многие из нынешних читателей не могут даже вообразить, какой фурор вызвала крошечная, на одну страничку, подборка стихов Гумилёва, опубликованная в апрельском выпуске журнала «Огонек» за 1986 год.„