подразделы:
-
Аксиология пространства и времени в адамическом мифе Н. C. Гумилёва
Антон Филатов“Рассматриваются ценностные параметры пространства и времени в стихотворениях Н. С. Гумилёва, участвующих в формировании авторского адамического мифа.„
-
Мотив «Гибели зверя» в лирике В. Хлебникова и Н. Гумилёва
Елена Тузова“В статье впервые рассматривается значимый для поэтического сознания Н. Гумилёва и В. Хлебникова мотив. Общность выполняемых указанным мотивом функций не только позволяет констатировать сближение художественных систем двух очень разных поэтов, но и иллюстрирует характерную для начала XX в. тенденцию к философскому осмыслению истории и культуры, к мышлению символами и архетипами.„
-
Буддистические ноты в творчестве Николая Гумилёва, услышанные с помощью Николая Рериха
Владимир Мельников“Вспомним «Рассказ девушки» 1905 года[1] : <…> И в этот миг с далёких гор Ко мне спустился странник дивный, В меня вперил он взор призывный, Могучей негой полный взор. И пел красивый чародей: «Пойдём со мною на высоты, Где кроют мраморные гроты Огнём увенчанных людей. «Их очи дивно глубоки, Они прекрасны и воздушны, И духи неба так послушны Прикосновеньям их руки. «Мы в их обители войдём При звуках светлого напева И там ты будешь королевой, Как я могучим королём. <…>».„
-
Гумилёвы и Рерихи: генезис идей в пространстве эпохи
А. Жлудова“Наследие Гумилёвых и Рерихов, внёсших весомый вклад в культуру России, ставит перед современными исследователями ряд вопросов. Решение некоторых из них подается в статье.„
-
За что мы любим Николая Гумилёва
Олег Лекманов“Позволю себе начать с сугубо личного воспоминания. В 1986 году я служил в Группе советских войск в Германии. При каждом удобном случае ускользал в библиотеку части и там с наслаждением перелистывал страницы относительно свежих московских и ленинградских журналов.„
-
Николай Гумилёв и левые акмеисты: новые и малоизвестные материалы
Олег Лекманов“1. Современники, смотревшие на акмеистов издалека, воспринимали их как хорошо организованную, мобильную группу.„
-
Гумилёв — драматург: заметки к теме
Олег Лекманов“Николай Гумилёв, судя по воспоминаниям современников, был к драматическому театру почти равнодушен.„
-
«Сон Адама» Николая Гумилёва: из комментария
Олег Лекманов“В апреле 1910 года, в московском символистском издательстве «Скорпион» вышла книга Николая Гумилёва «Жемчуга. Стихи». В этой книге поэмой «Сон Адама» завершался первый раздел – «Жемчуг черный».„
-
Живопись, мемуары и газетная статья как источник
Олег Лекманов“комментаторские заметки„
-
Неизвестный автограф Н. С. Гумилёва: об одном неосуществлённом замысле
Вера Филичева“О раннем периоде творчества Н. С. Гумилёва известно очень мало. Немного сохранилось черновиков, записных книжек и других рукописных материалов. Нередко упомянутые в письмах Гумилёва стихи, сборники не дошли до нас даже в форме черновиков. Затруднена датировка стихов, и многие из них обозначены «по времени цензурного разрешения».„