подразделы:
-
Николай Гумилёв как Николай Ростов: об одной жизнетворческой модели поэта
Павел Успенский“В данной статье использованы результаты проекта «Европейская литература в компаративном освещении: метод и интерпретация», выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2016 году. Автор выражает признательность И. З. Сурат, Л. Л. Пильд, Н. А. Богомолову и К. М. Поливанову, которые ознакомились с рукописью статьи и высказали ряд ценных замечаний.„
-
Гумилёв и Брюсов: к проблеме творческих отношений
Ольга Верник“В литературе начала ХХ века В. Брюсов и Н. Гумилёв — личности во многом неоднозначные и противоречивые, так же неоднозначны и оценки этих авторов современниками и исследователями. В частности Е. Иваницкая, отмечает: "Но был ли Брюсов подлинным поэтом"? Младшие современники не скупились на безжалостные характеристики: "герой преодоленной бездарности" (Ю. Тынянов), "мастер без слуха", "герой труда" (М. Цветаева), он знал секреты ремесла, но не знал "тайны творчества" (А. Ахматова) [1,3]„
-
К интерпретации «Заблудившегося трамвая» Н. Гумилёва
Константин Поливанов“«Заблудившийся трамвай» Николая Гумилёва, напечатанный в 1921 г., не был обойден вниманием исследователей, предлагавших интерпретации всего стихотворения и его отдельных образов. Стихотворение, появившееся незадолго до гибели поэта, многократно прочитывалось как пророческое представление собственной гибели.„
-
У входа. Анализ стихотворения Н. С. Гумилёва «Заблудившийся трамвай»
Павел Спиваковский“Поэтика позднего Гумилёва загадочна. Как известно, автор "Огненного столпа" отходит от "чистого" акмеизма [1] и возвращается — по крайней мере частично — к символизму, хотя в то же время некоторые черты акмеистической поэтики сохраняются и в его позднем творчестве. Однако сложный (и сугубо индивидуальный) синтез символистских и акмеистических принципов в сочетании со все более усложняющимся религиозным и философским осмыслением места и роли человека в бытии порождает немало трудностей при восприятии художественного мира позднего Гумилёва как единого ментально-эстетического целого.„
-
Черный и Белый
Дмитрий Быков“Похождения русской литературы во время мировой войны„
-
О Гумилёве (Строфы века)
Евгений Евтушенко“Род. в Кронштадте. Ум. в с. Бернгардовка под Петроградом. Поэт, легенда о жизни которого во многом была реальностью и сыграла не меньшую роль в его славе, чем сами стихи.„
-
Образ смерти-рабочего у Н. С. Гумилёва в свете творческой эволюции
Даниил Огнев“В статье исследуется образ смерти-рабочего в поэзии Н. С. Гумилёва. На основе анализа этого образа в стихотворениях «За гробом» (1907) и «Рабочий» (1916) делаются выводы о характере изменений, произошедших в творческой системе Н. Гумилёва за девятилетний период, а сам образ рассматривается как отражение творческой эволюции поэта.„
-
Образная архаика в военной поэзии Николая Гумилёва и Ричарда Олдингтона
Илья Снегирев“Рассматривается специфика и стилевая эволюция поэзии Первой мировой войны. Особое внимание уделяется сопоставлению близких стратегий описания войны в поэзии Ричарда Олдингтона и Николая Гумилёва.„
-
О «тайной прародине» Николая Гумилёва («Стокгольм», «Швеция», «Заблудившийся трамвай»)
Елена Куликова“В статье рассматриваются «шведские» стихотворения Н. Гумилёва — «Стокгольм», «Швеция», обнаруживается их связь с «Заблудившимся трамваем», отмечается тяготение Гумилёва к скандинавской культуре, которая, по мнению поэта, исторически повлияла на Россию еще со времен Рюрика.„
-
Поэтический поединок. Еще раз о Н. С. Гумилёве и М. А. Волошине
Елена Климова“Когда перечитываешь вновь и вновь воспоминания современников о Н. С. Гумилёве и М.А . Волошине, создается впечатление, что некая мистическая сила все время вмешивалась в отношения двух поэтов. И они, сумевшие многое предугадать в своих судьбах, не могли не предсказать своего соперничества и разрыва. Может быть, неосознанно. Именно такое предсказание и видится мне в их поэтическом диалоге.„