«Гумилёвские дни» в Петербурге

  • Дата:

Книги

«Дальние небеса» Николая Гумилёва

Елена Куликова
«Дальние небеса» Николая Гумилёва

В монографии рассмотрены лирика, дневниковая проза и переводы Николая Гумилёва. В качестве одной из главных тем творчества Гумилёва избрана тема путешествий и экзотических стран. Особое внимание уделяется переводам французских поэтов (Т. Готье, Ш. Леконта де Лиля, Ш. Бодлера, А. Рембо), заметно обновившим ориентальную мотивику европейской культуры. Та же проблема решается и Гумилёвым: под влиянием французской поэзии и по собственным путевым впечатлениям поэт создает оригинальный образ Востока и Африки, формируя новые концепты русского исторического самосознания, совмещающие в себе как западные, так и восточные черты. Экспериментируя с редкими жанрами, например, с малайским пантуном, Гумилёв обогащает устоявшийся жанровый репертуар русской поэзии, ставит пантун в один ряд с сонетом, рондо, терцинами, октавами и другими хорошо освоенными твердыми формами.

теги: исследования, фестивали

14-16 апреля в Российском институте истории искусств проходила IV международная научная конференция “Гумилёвские чтения”: “Николай Гумилёв и русское искусство Серебряного века”.

130-летний юбилей Николая Гумилёва в 2016 г. отмечался в разных городах России. В Москве проводились поэтические вечера, выставки, научные заседания и лекции. В Бежецке прошла научно-практическая конференция, в Твери состоялся вечер памяти, где выступили филологи, краеведы, поэты и общественные деятели. В музеях, институтах и библиотеках Санкт-Петербурга проводились вечера, научные конференции, “круглые столы”.

14–16 апреля в Российском институте истории искусств проходила IV международная научная конференция “Гумилёвские чтения”: “Николай Гумилёв и русское искусство Серебряного века”.

В 2016 г. организатором “Гумилёвских чтений” стал Российский институт истории искусств при участии Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского. Ю. В. Зобнин, автор исследований о творчестве Гумилёва, был председателем оргкомитета юбилейной конференции этого года.

В Белом зале института, где проходили пленарное заседание и часть секционных, в 1920 г. Гумилёв присутствовал на костюмированном балу1.

В “Гумилёвских чтениях” принимали участие исследователи из Москвы, Петербурга, Кронштадта, Новосибирска, Симферополя и Италии (Салерно). Прозвучали доклады об африканских путешествиях Гумилёва и его влиянии на литературу ХХ в. (А. Б. Давидсон), о связи поэта с культурой Италии, с архитектурой и живописью, символистами и авангардистами (Ю. В. Зобнин, И. Ю. Шауб, Е. Ю. Раскина, Е. Ю. Куликова), о поэтике Гумилёва и рецепции его произведений в поэзии ХХ–XXI вв. (А. В. Филатов, Д. Д. Кумукова, В. И. Шубинский, Е. В. Арабкин и др.), о творческом диалоге поэтов (А. Б. Шишкин, О. Е. Рубинчик, М. В. Рождественская и др.), об Институте истории искусств и Николаевской гимназии в Царском Селе (Т. Д. Исмагулова, Т. Ю. Бровкина).

Предваряла конференцию встреча 13 апреля в Фонтанном Доме (музее Анны Ахматовой) с академиком А. Б. Давидсоном “Мой Гумилёв”. Историк-африканист, специалист по литературе Серебряного века, автор книг “Муза странствий Николая Гумилёва” и “Мир Николая Гумилёва – поэта, путешественника, воина”, ученый, который более 30 лет назад помог вернуть Гумилёва из многолетнего официального забвения, поделился воспоминаниями о своем первом “знакомстве” с поэтом, о людях из его окружения, с которыми доводилось видеться (О. Арбениной-Гильденбрандт, Л. Н. Гумилёвым и др.), о личных встречах с Анной Ахматовой, Ниной Берберовой и Ириной Одоевцевой.

Воспоминания А. Б. Давидсона открыли участникам вечера образ первопроходца, русского офицера, рыцаря, наставника молодых поэтов. Было интересно узнать и момент восприятия Гумилёва читающей публикой в конце 1980-х. Расстрелянный советской властью одним из первых поэт был реабилитирован позже других.

Встреча с А. Б. Давидсоном произвела неизгладимое впечатление на любителей стихов поэта, открыла им новые грани личности и творчества Гумилёва.

15 апреля, в день 130-летия Николая Гумилёва, в Фонтанном Доме прошел вечер «“Дальние небеса” Николая Гумилёва». Название этому вечеру дала монография Е. Ю. Куликовой «“Дальние небеса” Николая Гумилёва. Поэзия. Проза. Переводы» (Новосибирск, 2015).

Открыл презентацию Е. А. Резван, историк-арабист из Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН. В его докладе “Эфиопская Мекка: Шейх-Хусейн Николая Гумилёва” было подчеркнуто значение Гумилёва как этнографа, раскрыта важность абиссинских “трофеев” поэта.

Представляя свою книгу, Е. Ю. Куликова отметила, сколь важную роль сыграли “дальние небеса”, чужие, экзотические страны в биографии поэта. Ее заинтересовала прежде всего техника создания экзотических пространств поэзии и прозы Гумилёва. Особое внимание в работе было обращено на французский подтекст творчества Гумилёва – Готье, Бодлера, Рембо. Подобно французским поэтам и под их влиянием, а также по впечатлениям от восточного и африканского фольклора, Гумилёв создает новый, доселе неизвестный России образ Африки и Азии.

Гумилёв ввел в русскую поэзию редчайший жанр малайского пантуна. Экспериментируя с малайским пантуном, поэт обогатил уже устоявшийся жанровый репертуар русской лирики, открывая возможности имитации африканской и восточной ритмики и фоники. В вечере принимала участие директор Фонтанного Дома Н. И. Попова. Она подчеркнула, что выступления Е. А. Резвана и Е. Ю. Куликовой отразили тягу Гумилёва к экзотике, Востоку, Африке – и в биографическом, и в поэтическомплане.

Завершил вечер А. Б. Давидсон. Он отметил, что интерес к Африке, проявленный исследователями через обращение к судьбе и творчеству Николая Гумилёва, помогает преодолеть привычный для нас евроцентричный взгляд на мир, на европейскую и восточную традиции, на пути развития русской культуры.

16 апреля работа конференции была завершена за “круглым столом” “Акмеизм и его традиции в истории и культуре XX столетия”: в библиотеке им. В. В. Маяковского выступали с докладами современные поэты.

Проведенные вечера, встречи, конференции в разных городах России свидетельствуют об интересе сегодняшнего читателя к поэту – к его судьбе и его стихам.

Примечания:

1. Ходасевич В. Ф. Гумилёв и Блок. – Ходасевич В. Ф. Некрополь. Воспоминания. М., 2015, с. 106–107.